Самые наболевшие вопросы собственников арендного жилья

Собственник квартиры, решившись заработать на сдаче в аренду жилья, сталкивается с множеством рисков и неприятных моментов. Иногда это заставляет людей вообще отказаться от арендного заработка. Сайт "РИА Недвижимость" попросил экспертов ответить на самые наболевшие вопросы потенциальных арендодателей.
Скачать Советы
  • 1
    Некоторые риелторские агентства предлагают договор, согласно которому агенты будут посредниками между владельцем и нанимателем весь срок аренды. Это вообще нормальная практика или это какая-то навязанная и бесполезная услуга?

    Риелторские агентства предлагают договор, согласно которому агенты будут посредниками между владельцем и нанимателем в течение всего срока аренды. Но у частных риелторов такая опция встречается редко, ведь подобные услуги стоят недешево. Собственники квартир, как правило, соглашаются на ежемесячное обслуживание со стороны риелтора лишь в определенных ситуациях, например, когда собственник квартиры живет за рубежом или ему некогда заниматься квартирными вопросами.

    Агенты будут встречаться и показывать сдаваемую квартиру каждому потенциальному арендатору, чтобы найти оптимальный вариант, соответствующий условиям договора с арендодателем. Агенты также могут взять на себя решение вопросов по взаимодействию с госорганами и другими организациями, задействованными при заключении договоров аренды.

    Но, к сожалению, на рынке все еще есть нечестные риелторы, которые изначально пытаются подсунуть собственникам договор, в котором прописаны услуги по обслуживанию квартир с "драконовскими" условиями, когда, к примеру, за расторжение договора полагается штраф в виде платы за два или три месяца. Следует внимательно читать любой договор с первой до последней строчки.

    К сожалению, не все собственники к юридическим документам относятся с должным вниманием, считая, что важно не то, что написано в "этих бумажках", а устные договоренности. Это не так. Если вы подписали договор с риелтором, в котором он налагает на вас какие-то обязательства об оплате, он может подать на вас в суд, и уже суд обяжет вас выполнить условия договора.

    Если по каким-то причинам вы заключаете договор с риелтором на оказание посреднических услуг на весь период найма квартиры, обязательно следует обратить внимание на те функции, которые должен выполнять посредник. Например, вы можете указать в договоре, что риелтор обязан регулярно контактировать с арендатором, с определенной периодичностью посещать квартиру, контролировать выплату арендной платы, проверять сохранность имущества в квартире, самостоятельно решать вопросы, связанные с мелким ремонтом (например, в случае засора в раковине), обращаться в страховую компанию, если необходим более существенный ремонт (когда квартира застрахована), а при необходимости должен расторгнуть договор найма и подыскать нового жильца. Если же в договоре функции риелтора прописаны нечетко, такой документ не стоит подписывать, так как в "аварийных" случаях вы будете решать все вопросы самостоятельно, а риелтор будет лишь получать с вас деньги.

  • 2
    Практика показывает, что в случае ЧП в квартире все вопросы все равно разруливает хозяин, тогда зачем нужны посредники, за что они отвечают?

    Если компания ответственная, то с ней можно работать, даже находясь за границей. Специалисты компании следят за квартирой, своевременно информируют собственника об износе мебели, о выходе из строя той или иной бытовой техники, сообщают, что  нужно купить для ремонта. Все эти требования подкрепляются фотоотчетами, а сам клиент только получает прибыль и оплачивает услуги компании. Обычно собственник платит либо процент от сделок, либо выплачивает ежемесячное вознаграждение.

     

  • 3
    Можно ли штрафовать арендатора за просрочку платежа?

    Один из вариантов, позволяющих избежать просрочек, - прописать в договоре, что при задержке оплаты более пяти дней депозит не возвращается, а арендодатель имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор.

    Как показывает практика, такой пункт договора неплохо стимулирует нанимателя.  Второй вариант - прописать в договоре штраф, например, после пяти дней просрочки на сумму арендной платы начисляется пеня в размере 0,5% в сутки, что также можно назвать хорошим мотиватором для арендатора.

    Многие собственники квартир сейчас вообще не прописывают какие-либо штрафные санкции за задержку платежа. В то же время большинство договоров найма предполагают, что отсутствие платы за аренду в течение двух месяцев влечет за собой расторжение договора и арендатор обязан освободить жилплощадь.

    ЖильеОфисы и съемочные площадки: как заработать на нестандартной аренде жилья
  • 4
    Возвращается ли депозит, если арендатор съезжает раньше срока?

    Депозит чаще всего берут для того, чтобы покрыть ущерб, который нанес арендатор квартире и имуществу. Однако в некоторых ситуациях собственники квартир выдвигают особые условия: к примеру, они планируют сдавать жилье лишь тому арендатору, который проживет в нем определенный срок, скажем, не менее полугода. Тогда в договоре найма хозяин жилья указывает, что в случае если арендатор съедет ранее, чем через полгода, депозит не возвращается. Соглашаться ли на такие условия, решать арендатору. 

  • 5
    Кто платит за поломки в квартире, скажем, если сломался смеситель?

    В Европе и России к мелкому ремонту в арендованной квартире разный подход. К примеру, в Европе все вопросы мелкого ремонта берет на себя хозяин квартиры, в России сложилась немного другая практика: подобный мелкий ремонт, скорее всего, будет осуществлять арендатор, ведь он живет в квартире и пользуется смесителем, который сломался. То есть поломка произошла в процессе эксплуатации смесителя нанимателем. Если же арендатор планирует съезжать из квартиры, где сломался смеситель, хозяин квартиры вычтет плату за ремонт смесителя или его замену из депозита, который внес арендатор.

    В договоре найма стороны могут прописать пункт о том, что если поломка в квартире произошла по причине изначального дефекта или естественного износа, а не из-за механических повреждений или неправильной эксплуатации, ее ремонт оплачивает хозяин квартиры.

    Однако стоит иметь в виду: если арендатор пользовался вещью, то доказать, случилась ли поломка в результате естественного износа или из-за неправильной эксплуатации, бывает непросто. В случае конфликта обеим сторонам понадобится экспертиза профессионала, скажем, заключение ремонтной мастерской. Поэтому на практике мелкий ремонт оборудования в квартире чаще всего проводит арендатор, если стороны специально не оговаривают иные правила эксплуатации квартиры и имущества, которое в ней находится.

    Что касается поломок бытовой техники, то здесь, как правило, приходится согласовывать порядок действий. Если, скажем, у старого холодильника "умер" компрессор, то его ремонт или покупка нового обычно ложится на плечи наймодателя. А в случае, если сломался недавно купленный холодильник, квартирант и собственник могут сделать ремонт вскладчину. Если вызванный собственником мастер не укажет, что поломка произошла, к примеру, из-за неправильного обращения с техникой, тогда уже ремонт агрегата ложится полностью на квартиранта.

  • 6
    Если арендатор затопил соседей, то кто оплачивает убытки?

    Как правило, платит тот, по чьей вине произошла неприятная ситуация. Если арендатор переставил стиральную машину, и она начала течь, или заткнул пробкой раковину, включил воду и пошел гулять, он и будет оплачивать ущерб. Если же он только въехал в квартиру и первый раз включил стиральную машину, установкой которой занимался хозяин, скорее всего, вина за потоп ляжет на собственника квартиры, который установил машинку неправильно.

    К сожалению, когда в квартире случается потоп, установить, кто прав, кто виноват, бывает сложно. Лучший выход из этой ситуации - страховать квартиру, которая сдается в аренду, тогда конфликтов и споров можно будет избежать.

    Если потоп произошел по вине эксплуатирующих организаций или источником затопления был объект, не принадлежащий наймодателю на праве собственности (стояки, перекрытия, техэтажи и другие), то в этом случае собственник квартиры может быть освобожден от ответственности, если докажет, что вред причинен не по его вине.

    Я все вижу: как владельцу квартиры защититься от плохого арендатора
  • 7
    Если у собственника возникла необходимость продать квартиру раньше срока, указанного в договоре, то как нужно по правилам выселять арендатора?

    Собственник не имеет права требовать от нанимателя выехать в течение трех или пяти дней после уведомления. Согласно закону, если хозяин квартиры хочет расторгнуть договор раньше указанного в нем срока, он должен уведомить нанимателя не менее чем за 60 дней. Причем письменно. Но обычно этот срок меньше (месяц или даже две недели, чтобы арендатор успел подыскать себе новое жилье) и он, как правило, прописывается в договоре аренды.

    И даже если собственник требует выехать быстро и при этом угрожает полицией, квартиранту не стоит паниковать: посмотрев договор, сотрудники полиции составят отказ в возбуждении уголовного дела. Главное, чтобы этот договор был на руках.

    Есть, правда, особые обстоятельства, на основании которых собственник может потребовать досрочного выселения в кратчайшие сроки. К таким обстоятельствам относятся, например, задолженность по арендной плате, систематические жалобы соседей, порча имущества. В этом случае, собственник может потребовать досрочного расторжения договора и выселить квартирантов через суд.

    В договоре найма можно предусмотреть досрочное расторжение взаимоотношений при определенных условиях. В числе таких условий может быть и необходимость продажи квартиры.

    Однако, во избежание конфликтов с арендатором, лучше не прописывать в договоре слишком жесткие условия его одностороннего расторжения. Надо учитывать, что арендатору понадобится время на то, чтобы найти новое жилье и организовать переезд. В договоре можно указать, что в случае возникновения ситуации, при которой собственник вынужден расторгнуть договор, он предупредит арендатора о необходимости покинуть квартиру хотя бы за месяц.

    Если хозяин квартиры не соблюдает сроки, в которые он должен уведомить арендатора, нарушает условия договора, в договоре найма предусматриваются штрафные санкции за это. Если наймодатель все сделал правильно, с соблюдением сроков и не нарушал условия договора, а арендатор отказывается выселяться, и метод переговоров не работает, то хозяин квартиры может обратиться в суд.

  • 8
    Может ли налоговая узнать о том, что квартира сдается неофициально, и что в этом случае грозит собственнику?

    Налоговая может узнать об этом, к примеру, от участкового, соседей или арендатора, который может пожаловаться туда в случае конфликта с собственником. За неуплату налогов собственнику квартиры грозит штраф за непредставление налоговой декларации в размере до 5 % неуплаченной суммы налога за каждый месяц просрочки, но не более 30 процентов указанной суммы, а также штраф за нарушение срока уплаты налога в размере 20-40% от неуплаченной суммы налога. И, конечно, его обяжут уплатить сам налог.

    Если налоговым органам удастся доказать, что квартира сдается несколько лет, а сумма невыплат за последние три года превысила 600 тысяч рублей, то собственнику жилья грозит уже уголовная ответственность: штраф от 100 до 300 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до года.

    Съем на любителя: как далеко заходят арендодатели в своих требованиях
  • 9
    Какие пункты в классическом договоре аренды нужно обязательно расписать, чтобы потом не было сюрпризов?

    Кроме обязательных пунктов договора аренды (с перечислением данных участников договора, размера оплаты, правил использования и ответственности сторон), нужно обратить внимание на следующие моменты: обязательно должна присутствовать подробная опись имущества и состояния помещений, лучше с фотографиями. Тогда проще будет доказать их сохранность (или порчу) после окончания аренды.

    В договор также следует вписать пункт об оплате коммунально-бытовых платежей (электричество, телефон, интернет) - кто конкретно будет этим заниматься арендатор или владелец. Также можно указать, кто имеет право проживать, приходить в гости, а кто нет, можно ли заводить домашних животных, курить в квартире и так далее.

    Необходимо расписать правила проверки состояния жилого помещения: когда, при каких условиях и сколько раз владелец или его доверенное лицо может приходить в квартиру во время сдачи ее в аренду. Должен быть пункт об ответственности сторон, подробно расписывающий, каким образом и где будут решаться все спорные или претензионные вопросы. В частности, вопрос своевременности оплаты и суммы платежей, возможных штрафов и их размеры.

    Сроки наступления просрочки также прописываются в договоре. Также надо разделить права, обязанности и ответственность арендаторов и посредника (агента).

    Материал подготовлен при участии гендиректора сервиса по управлению арендой  жилья "Арендатика" Артура Устимова, директора компании "Миэль-Аренда" Марии Жуковой, председателя совета директоров "Бест-Новострой" Ирины Доброхотовой, управляющего партнера коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры" Владимира Старинского.

Новости партнеров
Интерактив
  • Впервые слышу об этом

    55.1%

  • Давно пора, обсерватория должна работать в «незасвеченном» месте

    8.4%

  • Нужно разобраться в сути конфликта

    13.1%

  • А что будет с дольщиками, купившими жилье в проекте около обсерватории?

    5.6%

  • Обсерватория и жилая застройка вполне могут соседствовать

    17.8%

Проголосовали: 107
Вопросы
+
Новости партнеров
Новости партнеров
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена