Музей столкнул интересы государства и бизнеса

Громкое обсуждение проекта строительства Государственного музея современного искусства на базе ГЦСИ состоялось в начале октября в Минкультуры. Михаил Хазанов рассказал, почему вокруг проекта столько шума.

Материал подготовлен сайтом РИА Новости >>

О необходимости строительства в столице Государственного музея современного искусства на базе ГЦСИ шли разговоры давно: частные инициативы и деятельность Московского музея современного искусства (ММСИ) под руководством Василия Церетели не могли заменить глобального проекта по музеефикации современного искусства, который должно взять на себя государство. Первоначально расширение ГЦСИ предполагало также возведение высотного государственного музея современного искусства, который затем волею министерства культуры и мэра Москвы было решено строить на месте исчезнувшего Басманного рынка на Бауманской. Последнее громкое обсуждение проекта состоялось в начале октября в Минкультуры, где слово было дано как критикам, так и сторонникам проекта. По мнению критиков, ориентировочная стоимость строительства (5 миллиардов рублей) была преувеличена, а сам проект - неудачный с архитектурной точки зрения, да и Бауманская – плохое для государственного музея место. При этом эксперты общественного совета при Минкультуры предлагают не строить новое, а занять уже существующее здание, которое могли бы выделить столичные власти. Михаил Хазанов - архитектор, руководитель мастерской, по проекту которой десять лет назад был реконструирован старый фабричный цех (ныне - основное здание комплекса ГЦСИ) на Зоологической улице, рассказал РИА Новости, почему вокруг проекта столько шума, кому выгодно, чтобы он не осуществился, и поделился некоторыми тонкостями строительства современных музеев.

- История создания нового здания ГЦСИ, который теперь называется Музей современного искусства, довольно долгая и запутанная, а в последнее время и скандальная, учитывая нападки со стороны различных представителей арт-сообщества. В чем причина?


- Всегда, когда речь идет о государственных масштабных стройках, а новое здание Музея современного искусства на Бауманской – это крупный и дорогостоящий федеральный проект, обстановка вокруг объектов накаляется, а если объект высокой общественной значимости и посвящен искусству, то, как правило, так или иначе возникает конфликт интересов внутри культурного сообщества. В данном случае это происходит хотя бы потому, что сегодня крайне мало строится объектов культурного назначения, а музеев современного искусства до сих пор практически нет. Насколько мне известно, идея создания широкой сети центров современного искусства на территории страны в последнее десятилетие стала весьма популярна и у крупного бизнеса. Думаю, конкуренция, конфликт интересов в борьбе за какую-либо серьезную помощь арт-бизнесу со стороны государства - основная причина искусственно срежиссированного раздора, который начался еще в сентябре с жесткой критики ГЦСИ несколькими арт-менеджерами.

- Насколько мне известно, еще один подобный проект поддерживает Александр Мамут, есть и другие проекты… Идет ли борьба за госсубсидии?

- Про госсубсидии мне мало что известно, так как архитектор - не заказчик и даже не генпроектировщик. На двух обсуждениях, где я присутствовал, были разные, часто диаметрально противоположные мнения и предложения. Скажу лишь, что не ожидал такого ожесточенного столкновения интересов части бизнес-сообщества и ГЦСИ по поводу культурных инициатив, кураторства, развития арт-пространств современного искусства в городе. Но ведь только государственные музеи - единственный гарант того, что коллекции частных собирателей не будут проданы "с молотка", поделены между наследниками. Сегодня именно государственные музеи и центры современного искусства, так или иначе, - все еще серьезный конкурент многим частным инициативам во всем мире.

- Расскажите об истории развития вашего проекта. Как музей, который планировалось строить на Зоологической улице, на базе ГЦСИ, оказался в итоге на месте рухнувшего Басманного рынка на Бауманской.

- В начале 90-х мы с Леонидом Бажановым делали проект ГЦСИ на Якиманке. Тогда все галереи поселились в полувыселенном старом квартале. Галереи "Студия 20", "Наивного искусства", фотогалерея, архитектурная галерея, галерея Марата Гельмана и другие - все жили вполне сплоченно, дружно и весело. Потом Леонид Бажанов с Михаилом Миндлиным добились, наконец, "прописки" ГЦСИ на бывшей фабричной территории завода "Теасвет", который Минкультуры тогда соответствующим образом перепрофилировал. Реконструкция началась с заводского корпуса №2. Позже обследования показали, что его стены не выдержат планируемых нагрузок, и основные несущие металлоконструкции этого корпуса были вынесены за его пределы. Для того, чтобы освободить от опор выставочный зал, на паутине металлоконструкций тогда был "вывешен" целый этаж. Получился своего рода мост внутри здания. Несмотря на небольшие размеры, этот объект достаточно неожиданно для нас был очень высоко оценен профессиональным сообществом – получил национальную премию в области архитектуры "Хрустальный Дедал" и приз "Общественное признание". Но для центра современного искусства этого здания слишком мало, в нем очень тесно, а так как развитие ГЦСИ происходит постоянно, предполагалось, что вскоре будет построена высотная часть за так называемым домом Поленова. Но сегодня от старого здания осталась одна круглая башня.

Первый проект высотного объема ГЦСИ я до сих пор нежно люблю. Тогда мы предполагали выстроить башню с нагло вынесенными в город консолями и кольцами галерей по периметру. Несмотря на явную авангардность и неконъюнктурность, в контексте тех лет проект продвигался достаточно уверенно. На биеннале в Венеции в 2002 году его очень хорошо приняли. Но тот проект шел с бизнес-составляющей: в нем должны были располагаться множество офисов. Планировались и гостиничные номера, и мастерские для художников. Собственно, помещения ГЦСИ составляли в нем не более 25-30%. Однако  при прохождении проекта в Москомархитектуре начались предвиденные и непредвиденные сложности. Защитникам памятников истории и культуры 100-метровая башня показалась тогда слишком высокой, и нам было дано указание понизить высотную отметку до 60 м. Потенциальные инвесторы отказались финансировать заведомо убыточный проект, и он "завис" до лучших времен.

Позже оказалось, что государство все-таки возьмет финансирование комплекса ГЦСИ полностью на себя. Наша мастерская разработала очередной проект для Зоологической улицы, теперь уже не арт-кластера, а Музея современного искусства в составе ГЦСИ.

Но на Зоологической улице была одна вечная для Москвы глобальная сложность - транспортная ситуация. К этому прибавлялись сложности инженерной инфраструктуры, инсоляционные (относящиеся к освещению – ред.) проблемы, связанные с расположенными рядом многоэтажными жилыми домами. Проект в конце концов был принят для дальнейшей разработки Градсоветом Москвы. Но сразу после этого было принято решение об изменении местоположения комплекса музея, так как для такого важного и значимого объекта в условиях затесненной Зоологической улицы нет потенциала для серьезного развития.

Было предложено на рассмотрение несколько альтернативных площадок, но реально только одна из них действительно подходила для реализации объекта. Музей современного искусства в комплексе ГЦСИ было решено разместить на Бауманской.

- Проект обвиняли и в том, что здание выстроено по вертикали, тогда как для музея современного искусства удобнее горизонтальная планировка.

- У нас даже мысли не было, что возникнет такой вопрос. Последнее поколение зданий музеев современного искусства имеет явную тенденцию развития в высоту. Размещая экспозиционные залы по вертикали, мы обеспечиваем некую обособленность, выделенность каждому направлению и жанру современного искусства, многие из которых плохо совместимы, иногда вовсе несовместимы друг с другом. Другое дело, подиумная часть, в которой располагаются экспозиционные пространства для периодически сменяемых друг друга выставок, лекционные и конференц-залы и другое. Подиум – достаточно низкое, распластанное сооружение с эксплуатируемой кровлей, на которой предполагается достаточно активная общественная и "выставочная" жизнь, возможно вплоть до ледяных катков зимой, бассейнов и фонтанов летом.

В апреле этого года, уже при новом руководстве города, проект был рассмотрен и одобрен Градостроительным советом.

- А можете описать проект?

- Очень важный элемент комплекса – общественная площадь – озелененный сквер, некий "просвет", прорыв в ущелье плотно застроенной улицы. О давно исчезнувшей при строительстве рынка старой красной линии застройки улицы должны напоминать высокие (в двухэтажный дом высотой) стеклянные пилоны. Эти пилоны – пропилеи (парадный вход – ред.), не препятствующие проходу в городской сквер и к проектируемому комплексу музея, должны создать на дальних подступах к участку некую иллюзию двухэтажной старой застройки, своего рода "призрак" исчезнувшей улицы.

Подиум – общественно-культурный молл - занимает почти всю отведенную территорию и расположен над двухъярусной подземной автостоянкой. В подиуме - нижние вестибюли: гардероб, лифтовые холлы, выставочный зал сменных экспозиций, кинозал, конференц-зал, пресс-центр, кафе и другие помещения для посетителей, а также помещения творческих отделов, административно-служебные помещения, запасник зала сменных экспозиций, загрузочная зона.

Экспозиционные пространства музея начинаются с отметок эксплуатируемой кровли подиума. Помещения хранилища музея размещаются на двух этажах непосредственно над экспозиционными залами. Выше располагаются помещения служебно-административной зоны. Еще выше – технический этаж, над которым клуб-кафе друзей современного искусства, из которого обеспечен выход на верхнюю эксплуатируемую кровлю здания.

- Эксперты общественного совета при министерстве культуры РФ предлагают не строить новое, а занять уже существующее здание, которое могли бы выделить столичные власти. Как вам такая идея?


- Государственный центр и музей современного искусства – объекты федеральные, и госзаказчик может принять любое решение в рамках его полномочий. В городе действительно немало мест для развития культурных функций под любым – государственным или частным - патронатом, мест, пригодных и для нового строительства, и для реконструкции деградированных, депрессивных территорий. Одна из десяти команд, отмеченных профессиональным жюри на открытом архитектурном конкурсе проектов по развитию территории бывшей гостиницы России в Зарядье, – наша мастерская. Мы знаем, что возможно и там, в предполагаемой парковой зоне или под ней, попробовать разместить новый центр современной культуры, современного искусства – эта территория все это и примет, и выдержит. Но дело вовсе не в месте. Все больше кажется, что в истории ГЦСИ дело вовсе и не в самом ГЦСИ, не в искусстве, не в архитектуре и даже не в амбициях арт-провайдеров, а совсем-совсем в другом... У меня по-прежнему ностальгия по старому кварталу на Якиманке...

 

Беседовала Мария Ганиянц

Новости партнеров
Интерактив
  • Конечно! Молодым семьям не хватает только жилья!

    21.1%

  • Рожать во имя жилья - это странно

    14.7%

  • Бесплатное жилье, как в СССР, было бы эффективнее

    45.4%

  • Смотря как будут реализовывать

    11.7%

  • Лучше бы просто деньгами дали

    7.1%

Проголосовали: 4084
Новости партнеров
Новости партнеров
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена