Любой тоннель в мегаполисе, по сути, артерия, позволяющая разгрузить автотрафик и организовать комфортное движение по важным магистралям. Вполне привычные каждому москвичу подземные сооружения имеют разную длину, глубину залегания и особенности. О самых интересных тоннелях столицы читайте в материале РИА Недвижимость.
Транспортный симбиоз
Двухуровневый Северо-Западный тоннель под землей обслуживает участок синей ветки метро и потоки автомобилей. Он начинается в районе пересечения Крылатской и Осенней улиц и заканчивается в Троице-Лыкове. Уникальность объекта заключается в его сложной конструкции – он состоит из трех ниток.
Нижний подземный уровень тоннеля является частью перегона между станциями метро "Крылатское" и "Строгино". Длина этого перегона составляет порядка шести километров, и по нормам безопасности необходима специальная станция для экстренной эвакуации – аварийный выход. Кроме того, для коммуникаций и эвакуации людей между основными тоннелями сооружен малый сервисный тоннель. Длина основных тоннелей составляет более 3 тысяч метров, а глубина залегания в отдельных местах достигает 44 метров. Верхние ярусы тоннеля для автотранспорта имеют три полосы движения. Для обеспечения тоннеля вентиляцией работает трансформаторная подстанция.

Диспетчерская тоннелей Серебряного бора
За движением автотранспорта в тоннеле наблюдают сотрудники диспетчерской службы "Гормоста" через установленные по всей протяженности тоннеля камеры. У специалистов есть большая схема всех систем – пожаротушения, газоочистки, видеонаблюдения, оповещения.
На стене висят мониторы, куда выводится изображение с камер наблюдения на автотранспортном ярусе. Диспетчеры следят за движением, и, если возникает авария, направляют на место происшествия эвакуатор. Он находится в постоянной готовности. На получение сигнала, отправку техники и эвакуацию транспорта в безопасное место уходит, как правило, не более получаса. Команда диспетчеров отслеживает и другие параметры, связанные с системами пожаротушения, видеонаблюдения, оповещения, водоснабжения, газоочистки и радарного контроля скорости движения. Когда возникает неисправность, дежурную бригаду оперативно направляют ее устранить.
Оригинальная необходимость
Самый необычный столичный тоннель с точки зрения конструкции – винчестерный на Северо-Западной хорде на пересечении улиц Берзарина и Народного Ополчения. За счет двухэтажной конструкции сооружение обладает большей пропускной способностью и при этом занимает меньше места, чем стандартные транспортные развязки. Название полностью соответствует аналогии с винчестерной винтовкой. У нее два ствола, один расположен над другим. Так же устроен тоннель: его части на половине протяженности накладываются друг на друга.

Тоннель винчестерного типа Северо-Западной хорды
Необычная конструкция сооружения была продиктована плотной жилой застройкой района и отсутствием возможности расширять улицу. Если бы тоннель строили в классическом виде, то при расширении улицы Народного Ополчения дорога стала бы пролегать практически вплотную к жилым домам. Расстояние между подъездами и проезжей частью составило бы не больше шести метров, тогда как по нормативам длина необходимого буфера обязана быть вдвое шире. При строительстве тоннеля на пересечении улиц Берзарина и Народного Ополчения увеличили количество транспортных полос, а также убрали светофор, на котором регулярно образовывались пробки.
Технические помещения винчестерного тоннеля занимают три этажа. На верхнем уровне техпомещений тоннеля обустроены вентиляционные комнаты, хранятся запасные генераторы на случай энергетических сбоев. Уровнем ниже находится насосная, а под ней отстойник для сбора вод поверхностного стока, которые попадают в тоннель во время осадков. Винчестерный тоннель также оборудован сложной системой безопасности. Здесь установлены струйные вентиляторы, которые работают в режиме дымоудаления.
Кропотливая работа
Строительство Алабяно-Балтийского тоннеля длилось семь лет и было непростым, так как сооружение прокладывали на глубине 25 метров в зоне неблагоприятных геологических и гидрогеологических условий. Тоннель длиною почти три километра проходит под двумя транспортными тоннелями (Волоколамским и Ленинградским), тремя тоннелями Замоскворецкой линии метро, Ленинградским проспектом и железнодорожными путями Рижского направления МЖД.

Открытие движения по Алабяно-Балтийскому тоннелю в Москве
Алабяно-Балтийский тоннель стал частью Северо-Западной хорды (от Дмитровского до Сколковского шоссе). Кроме того, он обеспечивает дополнительную транспортную связь между районами, разделёнными Рижским направлением железной дороги и Ленинградским шоссе. Это позволило разгрузить прилегающие улицы, улучшить экологическую ситуацию за счёт уменьшения пробега автомобилей и снизить загрузку Ленинградского шоссе в районе тоннеля.
Городская легенда
Один из самых длинных в Москве тоннелей – Лефортовский – прославился благодаря мифам об аномально большом количестве аварий. Однако это не так: частота ДТП здесь не выше, чем внутри его аналогов. Сооружение довольно внушительное: это более трех километров замкнутого пространства на глубине 30 метров под Лефортовским парком, руслом Яузы, дорогами и пешеходными переходами. Здесь семь полос движения: три в одну сторону и четыре в другую.

Автомобили выезжают из Лефортовского транспортного тоннеля
Скорость по тоннелю ограничена 60 километрами в час. Комплекс оборудован 350 камерами, установленными через каждые 70 метров. Информация с камер сводится на мониторы в диспетчерскую, где круглосуточно дежурят пять человек.
Также в диспетчерский зал выведены пульты управления всех систем объекта, в том числе противопожарной защиты, управления светофорами, шлагбаумами, информационными табло, громкоговорящего оповещения, кнопки вызова таких спецслужб, как пожарные и ГИБДД. Сотрудники "Гормоста" следят за бесперебойной работой оборудования, автомобильным движением и участвуют в предотвращении и устранении нештатных ситуаций.


