От винта! Как работают экипажи Московского авиационного центра
© РИА Новости / Рамиль Ситдиков | Перейти в медиабанкТренировка спасателей с участием нового пожарного вертолета Ка-32А11ВС

В загруженной Москве живут и работают миллионы человек, постоянно строятся дома и другие объекты. Благополучное развитие мегаполиса в первую очередь зависит от его безопасности. Ее, среди прочих формирований экстренного реагирования, обеспечивают экипажи Московского авиационного центра (МАЦ). Сайт РИА Новости узнал, что входит в обязанности сотрудников авиацентра, какие вертолеты используют экипажи для спасения людей и как быстро они прибывают на место происшествия.
Круглосуточная помощь
Московский авиационный центр был создан 22 года назад, 13 мая 2003 года. Экипажи авиацентра круглосуточно обеспечивают безопасность горожан, при необходимости участвуют в ликвидации пожаров и перевозят пострадавших в лечебные учреждения. Уже в первые годы существования служба показала высокие результаты по скорости реагирования на происшествия.

Учения по тушению лесных и торфяных пожаров
В 2019 году на базе учреждения заработала служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения, в которую входят 26 спасателей-универсалов. Ее специалисты принимают участие не только в тушении пожаров и оказании социальной помощи людям, но и занимаются поисками горожан в лесопарковых зонах, работают на месте ДТП, спасают животных. Еще через три года, в 2022 году, на базе организации открылся учебный центр, где сотрудники могут регулярно повышать свою квалификацию.
© Фото : Пресс-служба департамента ГОЧСиПБВертолеты МАЦ

Вертолеты МАЦ
© Фото : Пресс-служба департамента ГОЧСиПБ
1 из 3
© Фото : Пресс-служба департамента ГОЧСиПБВертолеты МАЦ

Вертолеты МАЦ
© Фото : Пресс-служба департамента ГОЧСиПБ
2 из 3
© Фото : Пресс-служба департамента ГОЧСиПБВертолеты МАЦ

Вертолеты МАЦ
© Фото : Пресс-служба департамента ГОЧСиПБ
3 из 3
Вертолеты МАЦ
© Фото : Пресс-служба департамента ГОЧСиПБ
1 из 3
Вертолеты МАЦ
© Фото : Пресс-служба департамента ГОЧСиПБ
2 из 3
Вертолеты МАЦ
© Фото : Пресс-служба департамента ГОЧСиПБ
3 из 3
Сейчас безопасность столицы ежедневно обеспечивают более 400 сотрудников Московского авиационного центра и 12 вертолетов. На вооружении службы числятся шесть пожарных, пять санитарных и один вертолет-разведчик для мониторинга обстановки при крупных происшествиях.
Для тушения масштабных пожаров и доставки крупногабаритной техники специалисты задействуют самый большой в мире серийно выпускаемый вертолет Ми-26Т, его высота полета достигает 6,5 тысяч метров. Воздушное судно способно держаться в воздухе около четырех часов и принять на борт свыше 60 пассажиров.
«
"На сегодняшний день Московский авиационный центр – уникальная организация экстренного реагирования, аналогов которой нет ни в одном другом российском регионе. Экипажи воздушных судов оперативно эвакуируют пострадавших в ДТП и госпитализируют больных, принимают участие в тушении возгораний, в частности, вносят большой вклад в профилактику природных пожаров", – рассказал заместитель мэра Москвы Петр Бирюков.
Всего за 22 года существования авиацентра специалисты службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения выезжали на различные происшествия 3,6 тысячи раз и помогли более тысячи пострадавших. Экипажи пожарных вертолетов принимали участие в ликвидации свыше 250 пожаров, а пилоты санитарных вертолетов вылетали для работ по медицинской эвакуации 8,7 тысяч раз. С начала 2025 года пилоты и спасатели привлекались для тушения пожаров и оказания помощи более 300 раз и спасли свыше 160 человек.
Быстрое реагирование
Сотрудники авиацентра круглосуточно мониторят обстановку в столице, чтобы вовремя предотвратить чрезвычайные ситуации или ликвидировать их последствия. Вертолеты Московского авиацентра оперативно прибывают в любую точку столицы. В среднем, через 15 -20 минут.
Качественно и оперативно выполнять работу экипажам вертолетов в сложных условиях помогает подвижный пункт управления полетами, созданный на базе КамАЗа. В машине есть все необходимое для связи с пилотами, координации их действий и отдыха специалистов: диспетчерский пункт, офис и зона отдыха.
© Фото : Пресс-служба департамента ГОЧСиПБЦентр управления

© Фото : Пресс-служба департамента ГОЧСиПБ
Центр управления
Кстати, оборудование вертолетов может меняться в зависимости от задач, которые выполняет борт. Например, для транспортировки грузов используется внешняя подвеска, а для тушения пожаров – водосливные устройства емкостью до 3 и 5 тонн. Спасательная лебедка применяется для эвакуации пострадавших, а для разбора ДТП и завалов задействуют гидравлический захват.
© Фото : Пресс-служба департамента ГОЧСиПБДиагностика вертолета

© Фото : Пресс-служба департамента ГОЧСиПБ
Диагностика вертолета
Перед каждым полетом и после него сотрудники авиацентра проводят техобслуживание воздушного судна. Проверки выполняют каждые один, три и шесть месяцев, а также по часам налета. В случае необходимости специалисты проводят внеплановую диагностику и ремонт оборудования, проверяют работу датчиков, заправляют топливные баки.
Профессионалы неба
В Московском авиационном центре работают настоящие профессионалы своего дела. Пилоты, штурманы, бортовые инженеры, механики и операторы регулярно проходят курсы переподготовки и повышения квалификации в учебном центре на собственной базе.
© Фото : Пресс-служба департамента ГОЧСиПБОбучение в МАЦ

© Фото : Пресс-служба департамента ГОЧСиПБ
Обучение в МАЦ
Учебный центр Московского авиационного центра был открыт в 2022 году. До этого времени сотрудники учреждения выезжали в другие регионы для прохождения профессиональной подготовки и повышения квалификации. Теперь они получают необходимые знания и отрабатывают навыки прямо на работе.
В рамках обучения специалисты учатся уверенно действовать как в воздухе, так и на земле, чтобы эффективно выполнять профессиональные задачи и быстро реагировать в экстренных ситуациях.
© Фото : Пресс-служба департамента ГОЧСиПБОбучение в Московском авиационном центре

© Фото : Пресс-служба департамента ГОЧСиПБ
Обучение в Московском авиационном центре
Обучение пилотов вертолетов разделено на четыре части: теоретическую, наземную, тренажерную и летную. Курсы позволяют новым специалистам максимально быстро и качественно освоить технику работы на воздушных судах Московского авиацентра и своевременно применять полученные навыки в реальных экстренных ситуациях.