Столичные подлинники. Необычные дома-памятники Москвы после реставрации

Московские здания со статусом объектов культурного наследия (ОКН) являются не только украшением облика столицы, но и служат площадками для музеев и офисов, а также домами для множества горожан. Каждый год специалисты Фонда капитального ремонта (ФКР) занимаются ремонтом и реставрацией домов-памятников, чтобы сохранить их уникальную красоту и продлить срок эксплуатации. Как заботятся об архитектурном наследии Москвы и какие необычные исторические здания обрели вторую молодость после комплексной реставрации, читайте в материале РИА Недвижимость.
Скрытый эксклюзив
Комплекс Саввинского подворья считается одной из самых интересных и ярких достопримечательностей Москвы. Построенное в 1907 году здание спустя 30 лет буквально переехало вглубь дворов при расширении улицы Горького (современная Тверская). Для переезда на месте заложили основание из бетона, и на него, срезав родной фундамент, перевезли дом.
Архитектор Иван Кузнецов создал Саввинское подворье в двух стилях: снаружи - неорусский стиль, своеобразная дань церковной тематике. Отличительные черты - арочные большие окна, выступающие кирпичные многосоставные карнизы. Во внутреннем убранстве архитектор придерживался эстетики модерна – в этом стиле, в частности, оформлены парадные подъезды.
В отделке внутреннего двора прослеживаются элементы ренессанса. Также подворье примечательно уникальными фасадами с майоликой, клинкерным кирпичом с глазурью, мраморной аркой в районе центрального проема.
Хотя Саввинское подворье носит статус ОКН, до недавних пор комплекс не ремонтировали и не реставрировали за всю историю его существования. "Воскрешением" уникального объекта занялся Фонд капитального ремонта Москвы в 2024 году, работы завершились в декабре 2025 года.

Реставрация Саввинского подворья
При расчистке стен реставраторам удалось обнаружить уникальное остекление Фальконье. В Российской империи этот метод широко использовали в конце XIX — начале ХХ века. Строительный устав тех времен запрещал устанавливать окна в коридорах, кухнях и ванных комнатах, поэтому их заменяли полыми стеклянными кирпичами. Они пропускали свет, сохраняли тепло и даже служили на пользу звукоизоляции.

Реставрация Саввинского подворья
За годы простоя Саввинского подворья ниши с остеклением Фальконье были заштукатурены, зашиты фанерой и гипсокартоном. В рамках комплексной реставрации специалисты ФКР привели элементы декора в порядок, воссоздав их в историческом виде. Теперь они снова выполняют свою функцию.
Комплексу также вернули изначальную цветовую гамму, скрывавшуюся под множеством слоев краски. Стены выкрасили в нежный оливковый цвет, а декоративные элементы - в терракотовый с красновато-коричневым оттенком.
Классика на Садовом
Один из архитектурных шлягеров старой Москвы – разумеется, сталинские дома. Они неизменно привлекают внимание своим внешним убранством и масштабами. Одно из таких строений располагается прямо на Садовом кольце, на Смоленской площади. В торце дома 13/21 расположен вход на станцию метро "Смоленская", над зданием возвышается шпиль, подчеркивающий эстетику сталинского ампира.
Дом непростой и для не простых людей. Его строительство растянулось более чем на 10 лет: стартовало в 1939 году и завершилось в 1951. Проектировал дом известный российский и советский архитектор Иван Жолтовский. Примечательно, что здание, предназначенное для сотрудников МВД, возводили одновременно со строительством дома хозяйственного управления Совета министров СССР на Ленинском проспекте, который также проектировал Жолтовский.
© РИА Новости / Владимир Астапкович | Перейти в медиабанкРеставрационные работы в доме культурного наследия по адресу Смоленская площадь дом 13/21

Реставрационные работы в доме культурного наследия по адресу Смоленская площадь дом 13/21
Реставрации этого объекта предшествовала большая подготовительная работа по сбору эскизов, документов и фотографий. Опираясь на них, реставраторы стремились воссоздать прежний вид всех деталей и элементов внутреннего убранства.
В рамках работ в парадных холлах восстановили живопись, фальшкамины с лепным декором и орнаментом. В интерьеры специалисты ФКР вернули декорированные наличники, а также наливные полы, сделанные с примесью гранитной крошки в виде мозаики с орнаментом.
Цифровая ретроспектива
В Большом Дровяном переулке в районе Таганки находится небольшой трехэтажный дом, построенный в конце XIX века. На момент своего создания в 1880-х годах он был пониже и представлял собой одноэтажную усадьбу с мезонином, которая принадлежала купеческой семье.
После смены владельца Петра Дриттенпрейса один из мастеров московского модерна надстроил, расширил и переделал фасад дома. В таком виде он и дошел до наших дней и комплексной реставрации.
© РИА Новости / Илья Питалев | Перейти в медиабанкЛестница в жилом доме 1882-84 гг. постройки (архитектор П.А.Дриттенпрейс) во время ремонта

Лестница в жилом доме 1882-84 гг. постройки (архитектор П.А.Дриттенпрейс) во время ремонта
Процесс восстановления был непростым: в 60-е годы в доме провели капитальный ремонт подъездов с глобальным изменением чистовой и черновой отделки, в результате чего многие элементы интерьера были утрачены. Например, на одном из участков специалисты смыли со стен около 14 слоев краски и обнаружили под ними колоссальный спектр цветов: от темного красно-коричневого до серо-голубого. На фасаде расчистили подлинный охристо-бежевый цвет, который в дальнейшем приняли за основу цветовой гаммы.
Для реставрации дома в Большом Дровяном переулке специалисты ФКР разработали его цифрового двойника, с помощью которого проанализировали все инженерные узлы строения, их актуальное состояние и потенциальные проблемные участки.
© РИА Новости / Илья Питалев | Перейти в медиабанкРемонтные работы ведутся в жилом доме 1882-84 гг. постройки (архитектор П.А.Дриттенпрейс)

Ремонтные работы ведутся в жилом доме 1882-84 гг. постройки (архитектор П.А.Дриттенпрейс)
Для создания виртуальной модели объектов под реставрацию работники ФКР используют 3D-сканер в виде комплекса на треноге. Он снимает точки с фасада и по ним строит трехмерную модель объекта. На ее основе ведется проектирование. Таким образом специалисты получают точные чертежи здания, его размеры и параметры, дефектную ведомость и даже смету.
Функциональный минимализм
Есть среди входящих в орбиту ФКР зданий и необычные экземпляры. Внешняя скромность и простота дома №88 на Гоголевском бульваре отчасти обманчива. Это историческое здание является архитектурным памятником конструктивизма. На момент строительства в 30-х годах XX века такой формат жилья был настоящим экспериментом.
Дом относился к так называемому переходному типу: под столовую, прачечную, спортзал, детский сад и даже солярий выделялись отдельные блоки, таким образом на прилегающей территории создавалась вся необходимая для жителей инфраструктура. Однако внутренний комфорт был минимальным: небольшая площадь квартир, кухонный блок вместо отдельного помещения для готовки и приема пищи, маленькие ванные комнаты.
© РИА Новости / Евгений Одиноков | Перейти в медиабанкФасад дома-коммуны на Гоголевском бульваре в Москве

Фасад дома-коммуны на Гоголевском бульваре в Москве
Капитальный ремонт и реставрация затронули практически все уголки этого здания – от фасада до инженерных систем. Главной целью стало сохранение исторического облика дома, для чего разработали проект, учитывающий все нюансы объекта. В работах реставраторы использовали аутентичные материалы и современные технологии детального восстановления.
В подъездах дома-коммуны не было лепного декора, но, как и почти во всех домах до 50-х годов, сохранилась метлахская плитка. В рамках реставрации специалисты восстановили ее утраченные элементы с помощью аналогичного материала и привели в порядок в соответствии с историческими документами и фотографиями.
Возвращение к классике
Пятиэтажный дом по адресу Остоженка, 7, построен в 1898 году архитектором Александром Ивановым для Варваринского акционерного общества домовладельцев, одной из первых компаний в Москве по строительству и приобретению недвижимости. В разное время здесь жили инженер Владимир Шухов, профессор Московского университета Алексей Абрикосов, биолог и основоположник экспериментальной биологии в России и СССР Николай Кольцов. Здание было одним из корпусов единого комплекса.
© РИА Новости / Илья Питалев | Перейти в медиабанк"Дом Варваринского акционерного общества домовладельцев" после реставрации в Москве.

"Дом Варваринского акционерного общества домовладельцев" после реставрации в Москве.
Дом можно отнести не только к объектам культурного наследия, но и к настоящим "звездным" постройкам. Здесь, в квартире 66 филолога Николая Лямина, часто гостил писатель Михаил Булгаков. Ее он и описал в своем романе "Мастер и Маргарита" в главе "Погоня", когда поэт Иван Бездомный пытается поймать Воланда.
После революции дом перешел в собственность государства, поэтому квартиры превратились в "коммуналки". За последующие годы внутренние помещения пришли в негодность, сильно исказилась историческая планировка.
Главная архитектурная деталь дома – два ряда эркеров по обоим сторонам фасада. Центральная часть дома несколько вынесена вперед, на уровне четвертого и пятого этажей размещена арочная ниша на несущих колоннах с украшенным решеткой балконом, под которым находится маскарон. Арка декорирована лепниной в виде головы льва и цветов. Окна балкончиков, расположенных над эркерами, обрамляют барельефы в виде фигур женщин, а выше красуются ангелочки, которые держат герб.
Реставрационные работы в доме Варваринского акционерного общества домовладельцев" длились дольше года. В ходе обновления специалисты ФКР восстановили фасад здания и лепнину, а также провели ремонт во всех 16 подъездах, локально обновили системы теплоснабжения, водоснабжения и трубопроводы.
© РИА Новости / Илья Питалев | Перейти в медиабанк"Дом Варваринского акционерного общества домовладельцев" после реставрации в Москве.

"Дом Варваринского акционерного общества домовладельцев" после реставрации в Москве.
В доме два вида подъездов: 6 парадных и 10 черновых, поэтому наполнение и сложность проведенных там работ заметно варьировалась. В черновых подъездах практически отсутствуют элементы декора, поэтому в ходе ремонта там покрасили стены и потолки, обновили лестницы, окна и ограждения.
Убранство парадных подъездов намного богаче. Там, помимо ступеней, ограждений, лестниц, окон и подоконников, специалисты восстановили лепной декор, оформили стены и потолки в соответствии с историческими документами, обновили метлахскую плитку на площадках межэтажных пространств.