Сегодня граффити — не просто неформальное искусство, а целостное культурное направление. Когда-то нелегальные рисунки теперь украшают фасады исторических зданий Москвы, становятся достопримечательностями. Основатель проекта "Украсим город!" рассказал корреспонденту сайта "РИА Недвижимость", как граффитисты вышли из тени и сделали столицу ярче.
Нелегальное искусство
Искусство граффити, зародившееся еще до нашей эры, достигло расцвета в XX веке. Его центром стал Нью-Йорк. С помощью красок и "тэгов" — стилизованных автографов и авторских логотипов — американские уличные художники в течение века "метили" территорию и выплескивали творческую энергию на стены и вагоны метро. Выйдя за пределы стен школ и общественных туалетов, движение вскоре приобрело общегородской, а затем мировой масштаб.
В 90-х граффити-вирус дошел и до России, завоевав интерес молодежи. Спустя десятилетие им болел каждый второй подросток — в том числе, будущий руководитель московского проекта "Украсим город!" Филипп Гаврилов.
Проект "Украсим город!" был создан в Москве в 2010 году. Граффити-компания занимается художественным оформлением городских объектов: фасадов, тепловых подстанций, технических сооружений.
"В начале двухтысячных, когда мне было 14 лет, был настоящий подъем культуры хип-хопа. Все танцевали брэйк-данс, носили широкие штаны-"трубы" и рисовали граффити", — вспоминает Гаврилов. Художественного образования у него не было. Филипп признается, что с точки зрения классической живописи рисовать он не умеет до сих пор. Но это, отмечает он, не недостаток, а преимущество работы граффитиста.
"Искусство граффити существует в разных интерпретациях: шрифты, блокбастеры (рисовка огромных букв одним цветом — прим.ред.), карикатуры. Если ты не можешь рисовать круто, то берешь количеством и вопиющей наглостью", — рассказывает Филипп.
Именно наглость и подростковое бесстрашие были спутниками Гаврилова во время ночных граффити-вылазок. В компании уличных художников он забирался в метро после закрытия, рисовал на поездах. Не обходилось и без столкновений с работниками правоохранительных органов — компанию Гаврилова несколько раз ловили и выписывали штрафы.
"Я понимал, что это запрещено, но граффити было моим способом самовыражения ", — говорит Филипп.
С одной стороны, однотипное оформление – решение логичное и экономичное. Однако именно пустые стены трансформаторных будок чаще всего привлекают внимание вандалов, которые разрисовывают фасады далеко не художественными изображениями и надписями. Как правило, такие "испорченные" здания перестают соответствовать этическим требованиям городского благоустройства и становятся на учет объединения административно-технических инспекций Москвы.
С одной стороны, однотипное оформление – решение логичное и экономичное. Однако именно пустые стены трансформаторных будок чаще всего привлекают внимание вандалов, которые разрисовывают фасады далеко не художественными изображениями и надписями. Как правило, такие "испорченные" здания перестают соответствовать этическим требованиям городского благоустройства и становятся на учет объединения административно-технических инспекций Москвы.
Концепцию живописного украшения технических сооружений ОЭК реализует совместно с граффити-проектом "Украсим город!". Художники этого движения разрабатывают проекты для города уже шесть лет. За это время 400 подстанций из серых коробок превратились в яркие арт-объекты, каждый из которых оформлен в определенной тематике.
Концепцию живописного украшения технических сооружений ОЭК реализует совместно с граффити-проектом "Украсим город!". Художники этого движения разрабатывают проекты для города уже шесть лет. За это время 400 подстанций из серых коробок превратились в яркие арт-объекты, каждый из которых оформлен в определенной тематике.
Один из самых свежих рисунков на Пятницкой, 25 посвящен птичке-белоглазке на ветке цветущего дерева.
Один из самых свежих рисунков на Пятницкой, 25 посвящен птичке-белоглазке на ветке цветущего дерева.
"Мы стараемся интегрировать проекты в городскую среду, чтобы они хорошо смотрелись в любое время, а людям было приятно жить рядом с таким красивым объектом", - говорит руководитель проекта "Украсим город!" Филипп Гаврилов.
"Мы стараемся интегрировать проекты в городскую среду, чтобы они хорошо смотрелись в любое время, а людям было приятно жить рядом с таким красивым объектом", - говорит руководитель проекта "Украсим город!" Филипп Гаврилов.
Согласно статистике, постройки с художественными рисунками становятся жертвами вандализма гораздо реже, чем постройки с типовой покраской.
"Рисунки вызывают у жителей и гостей столицы положительные эмоции", - считает начальник службы эксплуатации зданий и сооружений ОЭК Петр Калмыков. По его словам, редко у кого поднимается рука, чтобы испортить такое изображение.
Согласно статистике, постройки с художественными рисунками становятся жертвами вандализма гораздо реже, чем постройки с типовой покраской.
"Рисунки вызывают у жителей и гостей столицы положительные эмоции", - считает начальник службы эксплуатации зданий и сооружений ОЭК Петр Калмыков. По его словам, редко у кого поднимается рука, чтобы испортить такое изображение.
По словам руководителя проекта "Украсим город!", длительность работы на одном объекте зависит от нескольких ключевых факторов: типа трансформаторной будки, погодных условий, сложности рисунка. В среднем, чтобы разрисовать все четыре стены, художникам требуется два-три дня.
По словам руководителя проекта "Украсим город!", длительность работы на одном объекте зависит от нескольких ключевых факторов: типа трансформаторной будки, погодных условий, сложности рисунка. В среднем, чтобы разрисовать все четыре стены, художникам требуется два-три дня.
Благодаря труду художников, столичные дворы не только облагораживаются, но и становятся настоящими местами притяжения для местных жителей и гостей города.
Благодаря труду художников, столичные дворы не только облагораживаются, но и становятся настоящими местами притяжения для местных жителей и гостей города.
С одной стороны, однотипное оформление – решение логичное и экономичное. Однако именно пустые стены трансформаторных будок чаще всего привлекают внимание вандалов, которые разрисовывают фасады далеко не художественными изображениями и надписями. Как правило, такие "испорченные" здания перестают соответствовать этическим требованиям городского благоустройства и становятся на учет объединения административно-технических инспекций Москвы.
Концепцию живописного украшения технических сооружений ОЭК реализует совместно с граффити-проектом "Украсим город!". Художники этого движения разрабатывают проекты для города уже шесть лет. За это время 400 подстанций из серых коробок превратились в яркие арт-объекты, каждый из которых оформлен в определенной тематике.
Один из самых свежих рисунков на Пятницкой, 25 посвящен птичке-белоглазке на ветке цветущего дерева.
"Мы стараемся интегрировать проекты в городскую среду, чтобы они хорошо смотрелись в любое время, а людям было приятно жить рядом с таким красивым объектом", - говорит руководитель проекта "Украсим город!" Филипп Гаврилов.
Согласно статистике, постройки с художественными рисунками становятся жертвами вандализма гораздо реже, чем постройки с типовой покраской.
"Рисунки вызывают у жителей и гостей столицы положительные эмоции", - считает начальник службы эксплуатации зданий и сооружений ОЭК Петр Калмыков. По его словам, редко у кого поднимается рука, чтобы испортить такое изображение.
По словам руководителя проекта "Украсим город!", длительность работы на одном объекте зависит от нескольких ключевых факторов: типа трансформаторной будки, погодных условий, сложности рисунка. В среднем, чтобы разрисовать все четыре стены, художникам требуется два-три дня.
Благодаря труду художников, столичные дворы не только облагораживаются, но и становятся настоящими местами притяжения для местных жителей и гостей города.
Всем выйти из тени
Переломный момент для московского граффити-сообщества настал в 2009 году, вспоминает Григорьев. Городское правительство совместно с "МОЭК" учредили фестиваль уличного искусства "Энергия мечты". В его рамках Москва предоставила граффитистам 500 тепловых подстанций "МОЭК" для художественного оформления.
"Это был первый открытый фестиваль для граффити-сообщества в таком масштабе", — вспоминает Филипп Григорьев. Событие, новое для города, стало не только прорывом для художников, но и проблемой для властей. Никто не знал, где брать квалифицированных граффитистов, говорит Григорьев. Объявления об участии в фестивали вешали в школах и колледжах: краски и стены дадим, только приходите. В первые месяцы, по словам Филиппа, у подстанций царил настоящий хаос.
"В какой-то момент в "МОЭК" поняли, что процесс надо строить по-другому, начали мониторить, искать опытных людей. Так и вышли на меня. На тот момент у меня был опыт в виде издания тематического журнала, торговли красками для граффити. "МОЭК" поняли, что лучше взять сведущего человека, который поможет курировать художников, и вести диалог с ним", — говорит Григорьев.
Став куратором фестиваля, Григорьев стал плотно работать с городом. До этого, признается он, в его гардеробе даже не было рубашек. Теперь же он присутствовал на заседаниях, участвовал в общих обсуждениях и предлагал властям варианты развития фестиваля. Чиновники слушали и слышали, самые перспективные предложения – реализовывали.
"В тот год граффитисты обрели реальные черты, стали выходить из тени и рисовать днем. И все увидели, что эти люди — нормальные, адекватные граждане, с которыми можно работать", — отмечает он.
К удивлению многих, взаимодействие властей и подпольных художников доказало свою эффективность. Граффитисты работали при свете дня с разрешения местных управ, их безопасность обеспечивала полиция, еще недавно гонявшая художников от пустых стен. Москва получила 500 художественно оформленных подстанций, которые освежили городской облик.
На благо города
"В молодости, занимаясь граффити, я не хотел что-то доказать — просто хотелось выделяться, быть частью чего-то модного. Теперь с помощью проекта мы с художниками пытаемся делать Москву красивее", — отмечает Филипп Гаврилов.
В течение последних шести лет "Украсим город!" сотрудничают с Объединенной энергетической компанией (ОЭК) — художественно оформляют трансформаторные подстанции. Работа граффитистов, хоть со стороны и выглядит простой, требует много времени, средств и энергии. К разрисовке художники подходят ответственно. Принимая заказ, специалисты выезжают на объект, делают замеры, составляют предварительные сметы. К каждому проекту создают несколько эскизов с учетом пожеланий заказчика и жителей ближайших домов.
"К городским объектам мы на неделю засылаем своих людей. Они интересуются мнением местных жителей, показывают им наброски, чтобы люди сказали — будет им приятно смотреть на такой рисунок или нет", — рассказывает Гаврилов. Помимо заказчика, эскиз согласовывается с управами, муниципальными властями, старшими по дому и только затем переносится на объект. После приемки граффити защищают антивандальным покрытием. По словам Гаврилова, после завершения работ художники присматривают за своими рисунками: по необходимости реставрируют, подрисовывают детали.
Большое внимание граффитисты проекта уделяют обратной связи от жителей.
"Мы собираем благодарственные письма, отзывы, которые потом передаем чиновникам. Нам важно, что наша работа вызывает позитивный отклик и приносят людям удовольствие", — подчеркивает Гаврилов. Чувствовать благодарность жителей — ни с чем несравнимое удовольствие, ценнее любых денег, добавляет он.
Среди сотни рисунков, сделанных проектом "Украсим город!", любимое граффити Филиппа — монохромное изображение летчиков, героев Советского Союза на Садовом кольце недалеко от станции метро "Цветной бульвар". По словам Гаврилова, главное достоинство этого граффити — грамотная интеграция в окружающую среду.
Умеренная красота
Главный принцип проекта "Украсим город!" — не превращать фасады столицы в бессмысленные яркие пятна, а подстраивать граффити под городскую архитектуру.
"Когда мы делаем ремонт в квартире, то подбираем мебель под обои, следуем общей концепции. С городом — то же самое, все должно быть уместно", — считает Гаврилов.
Закон о запрете нелегальных граффити в Москве Филипп поддерживают полностью — если рисунки не согласованы с жителями и органами власти, на городских улицах им делать нечего. По мнению Гаврилова, в архитектуру и оформление города нужно вмешиваться очень аккуратно и с уважением, уделять этому немало времени. Особенно это касается центра старой Москвы, где каждое здание хранит исторический отпечаток.
"До сих пор в центре можно встретить граффити-рекламу банков и автомобилей. Мне, как жителю города, неприятно смотреть на эти огромные билборды. Граффити нужно рисовать аккуратно и с идеей, тогда это сработает на благо", — считает Гаврилов.
Зато спальные районы — настоящее поле для творчества. Граффити, отмечает Филипп, отличный способ оживить типовую застройку и сделать многоэтажки ярче и приятнее глазу. Художественное оформление подстанций и фасадов — не только красочное украшение мегаполиса, но и простой язык искусства. Чтобы он был понятен каждому, граффитисты всегда прислушиваются к мнению москвичей.
Гаврилов вспоминает: забавный случай произошел с художниками проекта во время раскраски подстанций на тему "Москва — мегаполис будущего".
"Тема хорошая, но в процессе работ к нам подходили местные и просили вместо "города в городе" нарисовать им природу, животных или что-нибудь на детскую тематику", — с улыбкой рассказывает Филипп. В таких случаях слово жителей — закон. Рисунок граффитисты переделали, а жильцы остались довольны.
Все, что сегодня рисуют граффитисты, создается для людей, утверждает Гаврилов. Художникам важно видеть, что их работы находят отклик и приносят радость. Москвичей Филипп призывает не стесняться высказывать свое мнение и вносить предложения по улучшению столицы.
"Город сейчас очень открыт, он готов слушать и взаимодействовать. Главное — проявлять активность", — отмечает Гаврилов.