ЛОНДОН, 15 марта – РИА Новости, Мария Табак. Выставка, посвященная революции в дизайне и архитектуре в России после октября 1917 года, откроется во вторник в лондонском Музее дизайна.
"Воображая Москву: архитектура, пропаганда, революция" стала очередной лондонской выставкой, приуроченной к столетию Великой Октябрьской Социалистической революции.
"Что поразило меня, когда я начала заниматься этой темой, это удивительная свежесть идей, проявившихся в архитектурных и дизайнерских проектах того времени. Мы выбрали период 1920-1930 годов, потому что именно на этот отрезок времени приходятся самые интересные и новаторские идеи, большинство которых так и не были реализованы, но влияние которых ощущается до сих пор. Нам было важно показать, как в архитектуре и дизайне находили свое отражение с одной стороны советская пропаганда, а с другой стремление создать новый мир и нового человека", — рассказала РИА Новости на пресс-показе выставки ее куратор Эштер Штайерхоффер.
Экспозиция
Экспозиция строится вокруг шести крупных архитектурных проектов, в которых наиболее ярко проявляются задачи, которые ставила перед собой тогда еще молодая советская власть. Это "Железное облако" Эля Лисицкого, "Институт библиотековедения имени В.И. Ленина" Ивана Леонидова, "Курортная гостиница в Мацесте" Николая Соколова, "Коммунальный дом" Николая Ладовского, "Народный комиссариат тяжелой промышленности" братьев Весниных и Константина Мельникова и "Дворец Советов" Бориса Иофана.
"Отдельный зал посвящен проекту мавзолея Ленина, этот проект отличается от прочих тем, что здание было построено. На проект объявлялся открытый конкурс, и видеопрезентация в этом зале демонстрирует, насколько разнообразными, а подчас невероятными были проекты", — рассказала Штайерхоффер.
"Железное облако" Лисицкого – проект комплекса с жилыми квартирами и офисными помещениями, и первый зал выставки рассказывает о том, как должен был, по мысли советских идеологов, выглядеть идеальный город в стране победившего социализма.
Институт Ленина задумывался как крупнейший культурный центр в мире. Согласно замыслу архитектора, только центральная аудитория института была рассчитана на четыре тысячи человек.
"В эпоху борьбы с безграмотностью, остававшейся на тот момент большой проблемой в России, и культа получения образования во имя упрочения социализма этому зданию, безусловно, придавался и символический смысл. Кроме того, форма шара, использованная в проекте, имеет дополнительные культурные коннотации. Философ Томмазо Кампанелла, автор знаменитой книги "Город Солнца", составил классификацию наук, которые можно представить в виде концентрических кругов с солнцем посередине", — рассказала Штайерхоффер.
"Курортная гостиница в Мацесте" — это, по мысли авторов выставки, еще один символ, воплощающий в себе утопию о человеке нового времени с крепким телом и не менее крепким духом.
"Отдых воспринимался тогда не как удовольствие, а как необходимость. После отдыха человек должен был восстановиться и физически, и морально, чтобы с новыми силами приняться за строительство коммунизма", — отметила куратор.
"Коммунальный дом" рассказывает о предпринимавшихся попытках с помощью освобождения женщины от домашних забот (не приносивших, как еще Ленин говорил, пользы для общества), разработки четкого распорядка дня и создания коммунального пространства найти замену традиционному институту семьи.
"С другой стороны, была и практическая проблема, которую надо было как-то решать – нехватка жилья", — отметила она.
"Проект "Народного комиссариата тяжелой промышленности" призван был напоминать о том, что "без тяжелой промышленности нет никакой промышленности". "Дом Советов" же должен был, с одной стороны, "переплюнуть" недавно на тот момент построенный нью-йоркский небоскреб Empire State Building, а с другой – всем своим видом говорить миру, что Москва – столица мирового социализма. Судьба этого здания удивительна и по-своему символична. Оно должно было появиться на месте взорванного Храма Христа Спасителя, но вместо этого стало бассейном, а потом отстроенный заново храм вернулся на прежнее место", — сказала Штайерхоффер.
Модель четырехметрового указательного пальца Ленина, представленная на выставке, дает посетителям возможность представить себе масштаб проекта "Дворца Советов".
В каждом зале можно увидеть редкие эскизы, наброски, посуду, так или иначе тематически связанные с каждым из больших проектов.
Выставка "Воображая Москву: архитектура, пропаганда, революция" продлится до 4 июня 2017 года.