МОСКВА, 29 августа — РИА Новости. Власти Москвы этой ночью второй раз за год демонтировали несколько десятков объектов самостроя по всему городу. Корреспондент РИА Новости наблюдал за тем, как массовый снос становится в Москве рутиной, к которой привыкли горожане и смирился бизнес.
Снос на "Кропоткинской"
Снос строений из второго списка самостроев начался в ночь с воскресения на понедельник, сразу после полуночи. Как ранее говорил глава Госинспекции Сергей Шогуров, стартовать раньше власти не имели права — в полночь истекали два месяца, за которые власти обязаны были уведомить собственников о сносе.
Журналистов позвали к метро "Кропоткинская", где под ковш должны были пойти бывшее здание кафе "Шоколадница" и несколько торговых павильонов, стоявших рядом с вестибюлем станции. Уже за несколько часов до полуночи этот вестибюль был перекрыт. Трое сотрудников метрополитена сообщали посредством мегафона всем приблизившимся к ступеням пассажирам, что по техническим причинам им придётся воспользоваться другим выходом из метро.
Вскоре место сноса окружила техника — пара экскаваторов и бульдозеров и несколько самосвалов для вывоза мусора. Было установлено ограждение, за которое пускали только чиновников и журналистов.
Также очевидцами сноса стали немногочисленные прохожие. Из-за ограждений они комментировали происходящее и давали ценные советы строителям. Впрочем, случайные зрители быстро теряли интерес к происходящему и шли дальше по своим делам.
После полуночи к журналистам вышли чиновники и сказали положенные слова о том, насколько опасными эти самострои были — по их словам, незаконные объекты могли даже привести к затоплению метро. Кроме того, они располагались в зоне памятника культурного наследия и портили своим видом облик местности.
Затем настал черёд техники. Экскаватор победно воздел ковш и обрушил его на обреченное кафе.
Технология сноса
На "Кропоткинской" и на "Улице 1905 года" происходило примерно одно и то же. Экскаваторы скребли строения ковшами, проламывали отверстия и отрывали панели, фанеру, листовое железо и другие непрочные материалы, из которого состоял самострой.
Иногда экскаватор натыкался на стальную балку, которая оказывалась ему не по зубам. Тогда помощь машине приходили рабочие с циркулярными пилами. На крыше строения у метро "Улица 1905 года" таких балок, видимо, было много, и в какой-то момент незаконный дом украсили несколько фонтанов искр из-под пил, отчего тот стал похожим на торт именинника с бенгальскими свечами.
Образовавшийся строительный мусор экскаватор подбирал ковшом с земли и переносил его в кузов самосвала, который потом увозил его в неизвестном направлении.
Как пояснил РИА Новости первый заместитель начальника Госинспекции по недвижимости Тимур Зельдич, технология сноса везде примерно одна и та же. Отличия касаются лишь объектов, которые непосредственно примыкают к объектам метрополитена — в этих случаях участие тяжелой техники невозможно, и приходится разбирать объект вручную.
Без интереса
Вторая волна сноса самостроев в отличие от первой возбудила гораздо меньше скандалов и шума.
На сносах объектах не было владельцев строений. И это понятно, большая часть собственников второго списка смирилась и фактически признала свою собственность самостроем, согласившись на предложенные Москвой компенсации. Владельцы лишь 29 из 107 объектов отказались от добровольного сноса.
Никто уже не сомневался, что объекты точно будут снесены. Во время первой волны сноса арендаторы часто оказывались застигнутыми врасплох приехавшими экскаваторами, а собственники запирались в объектах, тщетно желая таким образом спасти их от разрушения.
В этот раз технику встречали только зияющие пустотой окна. Единственными арендаторами, не пожелавшими съехать оказалось семейство котов, которые по словам местных жителей обитали на крыше самостроя на улице 1905 года.