МОСКВА, 9 февраля — РИА Новости. Власти Москвы в ночь на вторник и утром в среду снесли больше половины из тех 97 построек, которые они сочли самостроем и срок добровольного сноса которых истек в понедельник. Портал "РИА Недвижимость" опросили собственников этих зданий, которые поделились своими впечатлениями от произошедшего.
Гибель "Альбатроса"
С самого утра понедельника в торговом центре "Альбатрос" на 9-Парковой улице у метро "Щелковская" было неспокойно, рассказал агентству коммерческий директор ЗАО "Альбатрос" Алексей Воронин.
"Звонки начались с 10 утра", — вспоминает он. Сначала пришли из Мосводоканала и стали проверять, подходят ли к торговым зданиям компании теплосети. "У самой компании этой информации не было", — иронизирует собеседник.
Затем примерно в полдень город отключил воду в пяти корпусах здания. После этого на объекте стали собираться собственники зданий, рассказывает Воронин. Тем временем в одном из зданий без предупреждения отрубили свет, а Мосгаз в трех местах одновременно стал раскапывать газопроводы, ведущие к зданиям, объясняя свои действия утечкой газа.
Когда рабочие добрались до газопроводов, подачу газа тут же прекратили. "Стоит отметить, все эти работы охраняла полиция", – добавляет представитель ЗАО.
После отключения света, воды и газа около полуночи начался снос. "Примерно 500 сотрудников полиции взяли сносимые здания в окружение", — рассказывает он. Собственники зданий с семьей и детьми попытались преградить дорогу бульдозерам, но их оттеснила полиция. Пятерых сотрудников компании задержали на три часа, добавил Воронин.
Про начало сноса ночью рассказывает и юрист ООО "Созидание", владевшего торговым комплексом над северным входом метро "Южная", Ирина Писарева. По ее словам, техника для сноса приехала полвторого ночи.
Чуть раньше спецтехника приехала к торговому центру на юго-востоке Москвы по адресу: Ферганская улица, дом 15 строение 1.
"Я был там, на сносе – это просто 37-й год. Они приехали в пять минут первого: сначала два трактора, потом полиция, ОМОН, ГАИ", – вспоминает совладелец ООО "Жанна" Владимир Волков, на балансе которого находится ТЦ.
Он искренне не понимает, зачем там был ОМОН. "Мы и не сопротивлялись совсем, только стояли и плакали. Пробовали сперва звонить 02 и в прокуратуру, но к нам никто не приехал. Выходили, конечно, жители соседних домов, ругались на строителей, ругались на правительство Москвы – магазин же, все в него ходили, но что толку?", — рассказал он агентству.
По его словам, здание было построено в 1990 году, а в 1993 в нем началась торговля. "У нас тут было 9 магазинов – и продуктовый, и хозяйственный, аптека… Все пользовались. Трактор даже не смог наш фундамент сломать – для себя же строили", — вздыхает Волков.
Экстренная эвакуация
Арендаторы не знали, что их будут сносить, отметила Писарева.
По ее словам, работники магазина "Башмаг" на "Южной" экстренно выносили товарные запасы в мешках из-под мусора в разрушаемом здании. Расположенный в том же здании ресторан "Южная ночь", по ее словам, потерял в ходе сноса большой запас продуктов, мебель, оргтехнику, сантехнику и элементы отделки помещения.
Как добавила Писарева, банк "Юникредит", отделение которого также располагалось в ТК, узнал о сносе здания уже в ходе самого сноса. "К утру работники банка еле вывезли документы, включая конфиденциальные, которые охраняются законом о банковской тайне", — добавил собеседник агентства.
Об аналогичной ситуации говорит и гендиректор ООО "Люма Лтд" Юлия Лукьяненко. По ее словам, ее компании принадлежали два снесенных объекта – магазин "Продукты" на Ленинградском шоссе, 58 строение 4, и помещение на Ленинском проспекте, 60, строение 4. В последнем сотрудники арендатора – магазин "Mr. Сумкин" – в экстренном порядке и без разбору паковали в мусорные мешки кожаные сумки, ремни, портмоне и другую кожгалантерею, что привело к порче продукции на общую сумму порядка 5 миллионов рублей.
Арендаторы не успели вывезти оборудование на миллионы рублей и из ТЦ "Альбатрос", добавил Воронин. Так, было уничтожено торговое оборудование, принадлежавшее компании сетевой парфюмерии "Элизе" и фермерскому рынку.
"Мы просили их подождать – у нас там пекарня была, печи и холодильники не успели вынести, но они не дали, все погибло в итоге. Что теперь делать? Я не знаю. Мыслей нет, закона нет. Куда теперь люди пойдут? Они на пенсии", — сокрушается Волков.
Законность сноса
Все опрошенные агентством владельцы строений и их представители выразили сомнения в правомочности действий городских властей.
"Мы имеем действующие свидетельства о праве собственности на все эти здания. Более того, суды уже приняли решения, что данные объекты не являются самовольными постройками", — рассказал агентству представитель ЗАО "Афимпекс" Константин Дукашев, владевшего четырьмя снесенными зданиями на северо-западе Москвы.
По его словам, когда вышло постановление московского правительства, компания подала иски об исключении наших объектов из реестра предназначенных под снос построек, "однако суд посчитал, что риска в причинении нам ущерба нет и в обеспечительных мерах отказал", добавил он.
По его словам, новые иски о возмещении нам ущерба в размере стоимости зданий и упущенной выгоды уже готовы. "Мы успели сделать оценку зданий, у нас были "белые" договоры с арендаторами, так что все суммы мы смогли подсчитать точно", — добавил представитель компании. При этом он сомневается, что возможен какой-то коллективный иск всех собственников к правительству Москвы, так как каждый объект имеет свою историю. Однако коллективное оспаривание самого решения властей о сносе вполне допустимо, считает Дукашев.