Рейтинг@Mail.ru
Стройка имени Петра: архитектурные дары первого российского императора - Недвижимость РИА Новости, 16.11.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Стройка имени Петра: архитектурные дары первого российского императора

Читать в
В этот день, 2 ноября, в 1721 после победы в Северной войне во время празднования Ништадтского мира царь Петр I принял титул Императора Всероссийского, став первым монархом государства в таком титуле. Эпоха царствования Петра стала переломной в истории отечественного градостроительства. Сайт "РИА Недвижимость" предлагает вспомнить о самых главных строительных и архитектурных преобразованиях Петра I.

В этот день, 2 ноября, в 1721 после победы в Северной войне во время празднования Ништадтского мира царь Петр I принял титул Императора Всероссийского, став первым монархом государства в таком титуле. Эпоха царствования Петра стала переломной в истории отечественного градостроительства. Сайт "РИА Недвижимость" предлагает вспомнить о самых главных строительных и архитектурных преобразованиях Петра I.

Петровское серийное жилье

Основное городское строительство эпохи правления Петра развернулось в начале XVIII века в Санкт-Петербурге. В своем любимом детище монарх воплотил все строительные новшества. Именно там впервые в истории отечественной архитектуры началось строительство домов "по образцам", а именно типовых домов, которые разработали архитекторы Доменико Трезини и Жан-Батист Леблон. Это были постройки в один или два этажа из камня или так называемые "мазанки" из дерева и глины. Типовые строения вместе с крупными городскими комплексами застраивались по принципу регулярной планировки.

Типовые дома по проекту Трезини делились на дома "для подлых", "для зажиточных" и "для именитых". Гравюры с данными сериями, сопровождаемые пояснениями, передавались строителям. Габариты и длина "образцовых" домов могли варьироваться в зависимости от архитектурной проработки той или иной улицы города. Это позволило добиться стилистического единообразия целых районов. Хотя архитекторам все-таки удавалось добиваться разрешения на внесение некоторых изменений в проект, согласно пожеланию владельца.

Одним из результатов типизации городской застройки стал принцип блокировки серийных строений, получивший потом широкое распространение.

Ярчайшим примером сблокированных домов в Санкт-Петербурге является здание Двенадцати коллегий на Университетской набережной Васильевского острова, состоящее из двенадцати одинаковых трехэтажных секций.

Здание Двенадцати коллегий на Университетской набережной в Ленинграде. Построено в 1722-1742 годах по проекту архитектора Доменико Трезини. Предназначалось для размещения Сената, Синода и коллегий — высших органов государственного управления России, учрежденных Петром I в 1718 году.

Своеобразным примером типового жилья того времени может служить также летний дворец Петра I в Летнем саду, построенный по проекту Трезини в 1710-1714 годах. Это скромная двухэтажная постройка в модном в то время стиле барокко. Из всех украшений на фасаде имеются лишь 29 барельефов скульптора Андреаса Шлютера с изображением сюжетов Северной войны.

Летний дворец Петра I, построенный по проекту Доменико Трезини в 1710-1714 годах

Из градостроительных новшеств петровских времен также следует отметить то, что дома начали возводиться фасадами вдоль улиц, тогда до этого они традиционно возводились в середине участка, окруженные по периметру забором и служебными постройками. Городская застройка становится менее плотной в противопожарных целях.

При Петре I претерпевает изменения и интерьерная планировка жилого пространства. Так, помещения начинают разделяться по функциям. Впервые появляются кабинеты и приемные, тогда как до этого просителей и зарубежных гостей могли принимать прямо в опочивальнях.

Интерьер летнего двора Петра Великого в Летнем саду (Санкт-Петербург). Отделка помещений была создана художниками А.Захаровым, И.Заварзиным, Ф.Матвеевым.

Впервые в начале XVIII века проектирование внутреннего и внешнего облика здания осуществляется одновременно, что позволяло добиться стилистического единства и взаимосвязи интерьера и экстерьера строения.

Петровское барокко

Модный во времена Петра I стиль барокко также подвергся переосмыслению. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. В отличие от популярного в это время в московской архитектуре нарышкинского барокко, петровский вариант барокко отличала простота строений с плоскостной организацией фасада, декоративная сдержанность и главное — отказ от византийских архитектурных традиций, господствовавших в российском зодчестве уже многие столетия.

Здание Кунсткамеры на Университетской набережной Невы в Санкт-Петербурге является ярким примером петровского барокко.

Петровские дворцы

Петровская архитектурная эпоха была ознаменована величайшими достижениями и небывалыми масштабами застройки. За два первых десятилетия VXIII века были созданы многочисленные архитектурные ансамбли, кроме того, расцветает как церковное, так и дворцово-парковое строительство.

Уникальная планировка крупных петровских дворцовых комплексов была основана на лучших проектах лучевых магистралей Версаля и Рима. Причем строительный размах Петра не ограничивался только лишь Петербургом. Резиденции монарха появлялись в как окрестностях города, так и в присоединенных государствах.

© РИА Новости / Алексей Даничев | Перейти в медиабанкДворец Монплезир в Нижнем парке Государственного музея-заповедника "Петергоф" построен по личному указанию Петра I в 1714—1723 годах с тиле барокко. Петр лично выбрал местоположение нового дворца, определил его планировку и давал указания относительно отдельных элементов оформления.
Дворец Монплезир в Нижнем парке Государственного музея-заповедника Петергоф построен по личному указанию Петра I в 1714—1723 годах с тиле барокко. Петр лично выбрал местоположение нового дворца, определил его планировку и давал указания относительно отдельных элементов оформления.
Дворец Монплезир в Нижнем парке Государственного музея-заповедника "Петергоф" построен по личному указанию Петра I в 1714—1723 годах с тиле барокко. Петр лично выбрал местоположение нового дворца, определил его планировку и давал указания относительно отдельных элементов оформления.
1 из 4
© Фотохост-агентство | Перейти в медиабанкКонстантиновский дворец — памятник архитектуры XVIII века, являющийся частью дворцово-паркового ансамбля в Стрельне. Еще в 1709 году Петр присмотрел это место для строительства парадной императорской резиденции, которая должна была превзойти Версаль. Императором был выбран проект архитектора Жана-Батиста Леблона.
Константиновский дворец — памятник архитектуры XVIII века, являющийся частью дворцово-паркового ансамбля в Стрельне. Еще в 1709 году Петр присмотрел это место для строительства парадной императорской резиденции, которая должна была превзойти Версаль. Императором был выбран проект архитектора Жана-Батиста Леблона.
Константиновский дворец — памятник архитектуры XVIII века, являющийся частью дворцово-паркового ансамбля в Стрельне. Еще в 1709 году Петр присмотрел это место для строительства парадной императорской резиденции, которая должна была превзойти Версаль. Императором был выбран проект архитектора Жана-Батиста Леблона.
2 из 4
© РИА Новости / Алексей Даничев | Перейти в медиабанкДворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум на южном берегу Финского залива также считается наследием петровской эпохи, хотя и был построен по инициативе князя Александра Меньшикова на подаренной ему Петром земле. На фото: Большой Меншиковский дворец на территории дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум
Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум на южном берегу Финского залива также считается наследием петровской эпохи, хотя и был построен по инициативе князя Александра Меньшикова на подаренной ему Петром земле. На фото: Большой Меншиковский дворец на территории дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум
Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум на южном берегу Финского залива также считается наследием петровской эпохи, хотя и был построен по инициативе князя Александра Меньшикова на подаренной ему Петром земле. На фото: Большой Меншиковский дворец на территории дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум
3 из 4
© РИА Новости / Салмре | Перейти в медиабанкБарочный дворцово-парковый ансамбль Кадриорг в Таллине был выстроен в 1718-1727 годах в качестве летней резиденции Петра I. Сам монарх лично положил три кирпича в угловой пилястре северного крыла. Они до сих пор остаются неоштукатуренными.
Барочный дворцово-парковый ансамбль Кадриорг в Таллине был выстроен в 1718-1727 годах в качестве летней резиденции Петра I. Сам монарх лично положил три кирпича в угловой пилястре северного крыла. Они до сих пор остаются неоштукатуренными.
Барочный дворцово-парковый ансамбль Кадриорг в Таллине был выстроен в 1718-1727 годах в качестве летней резиденции Петра I. Сам монарх лично положил три кирпича в угловой пилястре северного крыла. Они до сих пор остаются неоштукатуренными.
4 из 4
Дворец Монплезир в Нижнем парке Государственного музея-заповедника "Петергоф" построен по личному указанию Петра I в 1714—1723 годах с тиле барокко. Петр лично выбрал местоположение нового дворца, определил его планировку и давал указания относительно отдельных элементов оформления.
1 из 4
Константиновский дворец — памятник архитектуры XVIII века, являющийся частью дворцово-паркового ансамбля в Стрельне. Еще в 1709 году Петр присмотрел это место для строительства парадной императорской резиденции, которая должна была превзойти Версаль. Императором был выбран проект архитектора Жана-Батиста Леблона.
2 из 4
Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум на южном берегу Финского залива также считается наследием петровской эпохи, хотя и был построен по инициативе князя Александра Меньшикова на подаренной ему Петром земле. На фото: Большой Меншиковский дворец на территории дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум
3 из 4
Барочный дворцово-парковый ансамбль Кадриорг в Таллине был выстроен в 1718-1727 годах в качестве летней резиденции Петра I. Сам монарх лично положил три кирпича в угловой пилястре северного крыла. Они до сих пор остаются неоштукатуренными.
4 из 4

К сожалению, многие дворцы и парковые ансамбли петровских времен либо не сохранились, либо были существенно перестроены. Однако традиция строить загородные резиденции для летних выездов со времен Петра прочно вошла в нравы вельмож и последующих монархов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала