Неизвестные в среду сбили с фасада исторического дома в Санкт-Петербурге скульптуру, изображающую Мефистофеля. Сайт "РИА Недвижимость" решил вспомнить самые громкие случаи уничтожения или варварского разрушения исторических зданий и их элементов в Москве и Петербурге.
Мефистофель вдребезги
В четверг историк Дмитрий Браткин написал на своей странице в Facebook о том, что на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге с фасада исторического "Дома Лишневского" был сбит барельеф Мефистофеля. Дом является выявленным объектом культурного наследия. Он был построен в 1910-1911 годах по проекту архитектора Лишневского.
Полиция и прокуратура Петроградского района Санкт-Петербурга проводят проверку по факту уничтожения барельефа.
Историк архитектуры и кандидат искусствоведения Борис Кириков сказал, что подлинник барельефа разбит вдребезги и безвозвратно утрачен.
Ответственность за уничтожение барельефа Мефистофеля взяли на себя представители некоей организации "Казаки Санкт-Петербурга". Однако атаман Cанкт-Петербургского городского казачьего общества "Ирбис" Андрей Поляков заявил, что такой организации не существует.
Главный редактор сайта "Хранители наследия" Константин Михайлов назвал уничтожение барельефа Мефистофеля в Санкт-Петербурге актом откровенного вандализма, особенно с учетом того, что он совершен в городе, считающимся культурной столицей России.
Фасад по камушкам
В августе прошлого года разразился скандал вокруг сноса доходного дома Прошиных в Москве.
В апреле 2013 года правительство Москвы выдало собственнику здания (компания "Атлантик Аэронаутик Холдинг Лимитед", доверительное управление — ООО "Миретта") градостроительный план земельного участка, разрешавший реконструкцию здания под гостиницу (апартаменты) с обязательным сохранением главного исторического фасада. Однако это требование было проигнорировано собственником здания, который в период с 18 по 20 августа снёс фасад.
Мосгорсуд признал ООО "Компания "Миретта" виновным в самовольном сносе фасада доходного дома.
Дом Прошиных был выстроен в стиле модерн по проекту архитектора Павла Заруцкого. Его фасад украшал полихромный фриз, изображающий подснежники – один из любимых цветов эпохи символизма. Фриз был выполнен в технике сграффито, характерной для архитектуры того времени, но в Москве более нигде не использовавшейся.
Жертва кондиционера
В июле прошлого года был изуродован барельеф дома 1934 года, стоящего на углу Старопименовского и Воротниковского переулков Москвы.
В процессе закрепления кондиционера на уровне последнего этажа здания был просверлен барельеф работы архитектора Владимира Кильдишева, после чего сквозь "сердце" фигуры мужчины, изображенной на нем, были протянуты провода.
Как указывали представители градозащитного движения "Архнадзор", предъявить ничего собственникам квартиры было нельзя, так как дом не являлся объектом культурного наследия.