В этот день, 18 мая, в 1958 году фильм "Летят журавли" Михаила Калатозова получил престижную "Золотую пальмовую ветвь" на XI Международном кинофестивале в Каннах. Татьяна Самойлова, исполнившая главную роль в картине, позже вспоминала, что "когда показ завершился, была долгая-долгая овация… В течение пяти минут зал аплодировал стоя…".
Такой успех в Советском Союзе встретили очень сухо — лишь одна заметка вышла в газете "Известия", и при этом в тексте не было ни имени режиссера, ни автора сценария. Но, как бы там ни было, драматическая история любви Бориса и Вероники, снятая по мотивам пьесы Виктора Розова "Вечно живые", до сих пор любима в России.
Сайт "РИА Недвижимость" решил прогуляться по Москве и посмотреть, как выглядят места, где проходили съемки картины более 58 лет назад.
Город для двоих
Крымский мост — именно возле него зритель знакомится с Борисом и Вероникой, любующимися пролетающим над городом журавлиным клином.
"А журавлики-кораблики летят над небесами и серые, и белые и с длинными носами", — весело и озорно отчеканивает девушка. После чего они оказываются под "ливнем" поливальной машины.
"Вот тебе твои журавлики… кораблики", — отвечает промокший Борис, заботливо выжимая кудри возлюбленной.
Крымский мост — висячий мост в Москве, спроектированный инженером Борисом Константиновым и архитектором Александром Власовым. Мост открыт 1 мая 1938 года. Общая его длина составляет 688 метров, ширина — 38,5 метра.
В тот радостный июньский день, девушка и парень даже не подозревают, что время для свиданий осталось совсем мало. Но пока в городе тихо, автор не нагружает картину городской суетой и лишними людьми, он оставляет влюбленных как бы наедине.
Пока не пробили часы
Наступает вечер. Борис и Вероника веселые, припрыгивая на одной ноге по брусчатке, устремляются в сторону Красной площади.
И вот стрелки курантов на Спасской башне показывают 4:00 утра 22 июня, время, когда фашистская Германия без предупреждения войны напала на СССР. Звучит роковой бой часов.
Спасская башня (на фото слева), построенная в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари. Ее высота составляет 71 метр.
Безопасность в подземке
Борис уходит добровольцем на фронт. В Москве идут бомбежки. Об опасности жителей города оповещает сигнал воздушной тревоги.
Московское метро выполняет функцию бомбоубежища. Съемки сцены, когда Вероника после разговора с материю укрывается от взрывов, проходили на станции "Александровский сад".
Станция Московского метрополитена "Александровский сад" открыта в составе первой очереди строительства "подземки" 15 мая 1935 года. Свое название получила по расположенному у западной стены Кремля парку. Архитекторы — Е. Гонцкевич и С. Сулин.
Когда после окончания бомбежки главная героиня возвращается домой, то обнаруживает только руины, понимая, что ее отец и мать погибли.
Вокзал надежды
Вероника до последнего надеется на то, что Борис жив и вернется с фронта. Она не верит в его гибель.
"Жду! Человек должен надеяться на что-то хорошее. <…> Борис жив. Жив", — отвечает героиня боевому товарищу Бориса Володе, которого он спас перед смертью, все там же, на набережной у Крымского моста.
С верой в лучшее она пришла и на Белорусский вокзал, где встречали победителей. Там Вероника пытается узнать в лицах солдат своего возлюбленного, но вернувшийся в Москву друг Бориса Степан подтверждает его гибель.
Белорусский вокзал, открытый 19 сентября 1870 года. Автор проекта — архитектор Иван Струков
"Ну, что стоишь? Кому цветы, тому и дари", — обращается к Веронике пожилой мужчина из толпы, и она, ничего не отвечая, вручает ему один цветок, а затем раздает весь букет.
Торжественное открытие фотовыставки "Встречи и расставания" на Белорусском вокзале
И снова в небе над Москвой пролетает клин журавлей. За стаей птиц вместе с девушкой наблюдает отец Бориса Федор Иванович.