В Подмосковье вслед за Москвой наступило время новой градостроительной политики. Регион, ставший при прежнем губернаторе Борисе Громове гигантской стройплощадкой для девелоперов массового жилья, после смены власти наконец пришел к мысли, что нужно не только возводить много новостроек, но и заботиться о том, чтобы среда вокруг новых домов была комфортной и для их жильцов.
В интервью РИА Новости заместитель председателя правительства Московской области Герман Елянюшкин рассказал, что сейчас является приоритетами при определении градостроительной политики Подмосковья и нужно ли бояться пересмотра в регионе инвестиционных контрактов.
– Герман Вячеславович, сейчас в Московской области существенно меняется градостроительная политика. Как бы вы сформулировали ее основные принципы?
– Во главу угла мы ставим прежде всего снижение плотности застройки и повышение комфортности проживания населения.
– Что значит повышение комфортности?
– Это в первую очередь удобство пользования социальной и дорожной инфраструктурой. Проще говоря, у людей должны быть возможность приехать домой и уехать из дома, места, где можно гулять, школы и детсады, куда можно отвести детей, больницы, где можно лечиться.
– Но как измерить комфорт в целевых показателях?
– Вы правы, если нет цифр, то это уже просто субъективное суждение. Мы планируем четко прописать высотность застройки, объемы зеленых насаждений, детских площадок, парковочных мест, мест в детских садах и школах. И либо данные стандарты будут выполняться, и мы будем разрешать строительство нового жилья, либо нет, и тогда никакой застройки не будет.
– Сколько планируется построить жилья в Московской области в этом году и есть ли планы вернуться к прежним показателям?
– Мы собираемся ввести столько, сколько и в прошлом году – примерно 6,5 миллиона квадратных метров. Что касается второй части вашего вопроса, то скажите, на что влияет абсолютный показатель ввода? На доступность жилья? Не очень. А быть самым лучшим Карлсоном в мире – у нас нет такой задачи. Мы гонимся не за дутыми показателями.
Мне кажется, более объективным свидетельством наших усилий по повышению доступности жилой недвижимости является более чем полуторакратное увеличение числа сделок, совершаемых с помощью ипотеки.
– Когда завершится подготовка градостроительных стандартов для Подмосковья?
– До мая месяца. Документы уже находятся в достаточно высокой стадии разработки.
– Запрет на строительство жилья без инфраструктуры не станет причиной ухудшения инвестиционной привлекательности региона?
– Инвестиционная привлекательность Московской области – это не только возможность бесконтрольно строить жилье. Жилая недвижимость без соответствующей инфраструктуры – это большая нагрузка и на бюджет субъекта РФ, и на бюджет муниципалитета. Для того, чтобы обеспечить хотя бы один квартал хотя бы двумя детскими садами и одной школами, нужен минимум миллиард рублей – 400 миллионов на детские садики и 600 миллионов на школу. Поэтому или застройщик сам строит в рамках своего проекта инфраструктуру, или мы не даем разрешения на строительство, пока не поймем, в какие магазины будут ходить люди, по каким дорогам ездить и так далее.
– Получается, что Подмосковье за счет собственных средств не хочет строить детсады и школы?
– Почему? Нет, мы строим за счет бюджета много детсадов и школ, более того, сейчас появилась программа по строительству дополнительно физкультурно-оздоровительных комплексов и перинатальных центров. Вообще же, по планам, в этом году в Московской области должны быть построены 85 детских садов за счет средств областного и муниципальных бюджетов при том, что мы рассчитываем, что всего в Подмосковье возведут за год 150 детских садиков.
Кстати, я заметил, что почему-то запрет на строительство жилья без инфраструктуры взволновал строителей гораздо меньше, чем общественность. Сейчас у нас выдано разрешений на строительство на 19 миллионов квадратных метров, плюс еще строится 6 миллионов квадратных метров индивидуального жилья. Этого объема – 25 миллионов квадратных метров – хватит на четыре года строительства. Думаю, мы уже успеем разобраться с нехваткой детских садов и школ к тому времени, когда на горизонте замаячит дефицит площадок. Да и в любом случае, граждан гораздо больше должен волновать недостаток детских образовательных учреждений, чем запрет на коммерческое строительство.
– И каков же дефицит детских садов в Московской области?
– На данный момент не хватает 226 детских садов, но ведь жизнь не стоит на месте, дети, слава Богу, продолжают рождаться. Поэтому врио губернатора области Андрей Воробьев поставил задачу выйти на строительство 85 детских садов в год, чтобы мы остановили рост очереди, затем сократили ее, а потом и предотвратили ее новое возникновение. Более того, сейчас мы готовим программу строительства школ в регионе, чтобы не повторилась ситуация с ДОУ.
– В конце прошлого года вы говорили, что в Подмосковье около 600 тысяч семей живут в условиях нехватки социальной инфраструктуры. Чего еще, кроме школ и детсадов, не хватает?
– Поликлиник, элементарных роддомов, перинатальных центров, цивилизованных парков, пожарных депо, отделений полиции. Только в этом году мы планируем ввести не менее 85 детских садов, 21 школу, два ФОКа, три больниц, девять поликлиник. Также по поручению врио губернатора Андрея Воробьева мы начали проектировать еще один перинатальный центр, таким образом, в области появятся не три, как было решено ранее, а уже четыре современных медицинских центра. Уже 1 декабря этого года мы забьем первые сваи на местах строительства данных перинатальных центров.
– Участники рынка также с некоторым беспокойством обсуждают возможность пересмотра действующих инвестконтрактов на застройку подмосковных территорий, как это уже случилось в Москве…
– Мы очень взвешенно подходим ко всем юридически значимым процессам, так что пересмотра инвестконтрактов мы практически не допускали со стороны области. Исключение – когда ситуация переходит все границы возможных компромиссов. Проблема в том, что наши многие застройщики совсем не любят тех людей, для кого они строят жилье и на ком они зарабатывают деньги.
– Например?
– Да посмотрите в окно, оно у нас как раз на Павшинскую пойму выходит. Не будем никого обманывать: так – без любви и без ответственности – строить нельзя. Правда, надо отдать должное, компании, строившие в Павшинской пойме, поняли сигнал, поданный им Андреем Юрьевичем (Воробьевым – ред.), и сейчас прилагают усилия по строительству детских садов, школ, дорожной сети. С 12 апреля в районе будет запушено автобусное сообщение. Наконец сдвинулся с места и вопрос, который не могли решить много лет – строительство Павшинского моста: 15 мая подрядчик выйдет на площадку, а в августе объект уже будет завершен.
– Кто будет строить мост?
– Подрядчиком будет структура "Крокуса" Араса Агаларова. А финансировать работы будут компании, строившие жилье в Павшинской пойме с помощью механизма долевого софинансирования.
– Кстати, о "Крокусе". Они собираются построить в рамках "Крокус Сити" целый квартал небоскребов. Насколько такие планы укладываются в недавно объявленный мораторий на высотное строительство в области?
– Обоснованность этих планов, как и других подобных предложений, станет ясна после одобрения региональных норм градостроительного проектирования, которые сейчас разрабатываются. Цель создания таких норм – принятие взвешенных решений. Наверное, где-то в Подмосковье высотное строительство может быть, но не в виде типовых домов в 25 этажей, а в виде современных, красивых, возведенных с учетом последних технологий зданий. В любом случае никаких кулуарных решений мы принимать не собираемся. Региональные нормы градостроительного проектирования сначала будут вынесены на суд общественности, а потом обсуждены на градостроительном совете, созданном по инициативе врио губернатора.
– То есть слово "мораторий" пугать никого не должно?
– Мне бы не хотелось говорить об эмоциональных заявлениях. Суть в том, что будут разработаны правила высотного строительства в Подмосковье, и те, кто захочет строить высотное жилье, смогут его построить, соблюдая правила.
– Вы уже упоминали градостроительный совет, созданный по предложению Воробьева. Расскажите, как будет организована его работа и кто войдет в состав совета…
– Совет возглавит врио губернатора, его заместителями станем я и еще один зампредседателя правительства Московской области Алексей Чупраков. В совет также войдут министры транспорта, строительства и ЖКХ, энергетики региона. Планируется, что в рамках совета будут работать две комиссии – по градостроительству и по земельным отношениям. К участию в этих комиссиях мы собираемся пригласить и ведущих экспертов в области урбанистики, в том числе и из других стран.
– Что будет обсуждаться на первом заседании градостроительного совета?
– Рассмотрение схемы территориального планирования муниципального района Мытищи и генерального плана сельского поселения Бородинское, разработка и согласование проекта планировки объектов дорожной инфраструктуры Сколково.
– Возможно ли объявление в Московской области конкурса, аналогичного конкурсу на концепцию развития московской агломерации, проведенного в прошлом году властями Москвы?
– Я допускаю, что работа по сбору предложений от специалистов в области градостроительства будет проведена, если она будет нужна. Но не обязательно это должен быть формат конкурса. Кстати, мы собираемся провести круглый стол с архитектурными звездами первой величины, посвященный перспективам развития Подмосковья.
– В 2012 году впервые за последние несколько лет в Подмосковье снизились абсолютные объемы ввода жилья. В чем причина?
– Определённые объемы ушли в статистику новой Москвы – 1,2 миллиона "квадратов"…
– Странно, что у вас ушел миллион квадратных метров, а на присоединенных территориях, согласно данным властей столицы, в прошлом году сдали в эксплуатацию только 500 тысяч…
– Возможно, дело в том, что какое-то время у принимающих органов в Москве было потрачено на запуск механизма работы с новыми территориями.
– Сколько сейчас жилых долгостроев в Подмосковье?
– Думаю, в эту категорию можно записать порядка 13 тысяч 200 квартир, или 86 объектов.
– А как область собирается бороться с проблемой ветхого жилья и пятиэтажками первого периода индустриального домостроения?
– Для нас сейчас главная проблема – это не столько пятиэтажки, сколько ветхое и аварийное жилье – бараки и бывшие общежития, где жить просто опасно. В планах расселение 15 тысяч человек по двум программам – в рамках сотрудничества с Фондом ЖКХ на условиях софинансирования вместе с муниципалитетами и в рамках развития застроенных территорий.
– То есть людям, живущим в "хрущевках", можно на что-то рассчитывать лишь в случае, если появится инвестор, который согласится снести их дома, чтобы построить на их месте новый проект?
– Очень многое зависит от муниципалитета. К сожалению, многие люди, когда голосуют, выбирая местную власть, оценивают уходящих глав администраций и новых претендентов, исключительно по громким обещаниям, а не по реальным планам и делам. При всей известности программы Фонда ЖКХ по расселению ветхого и аварийного жилья в ней участвовало до недавнего времени всего 21 муниципальное образование из 360-ти, что есть в Подмосковье. Мы смогли поднять эту планку до 65 муниципалитетов, но это всего одна шестая от общего числа. Фактически мы насильно заставляем идти в светлое будущее местную власть. А на самом деле, как мне кажется, давление на муниципалитеты должны оказывать прежде всего местные жители: именно они должны спрашивать власть, почему она не участвует в программе, хотя деньги уже заложены в федеральном бюджете.
– Давайте поговорим о застройщиках, которые работают в Московской области. Кого можно считать крупнейшим застройщиком региона?
– "Мортон", ГК МИЦ, "Жилищный капитал", Tekta Group, "СУ-155", ГК ПИК, ИГ "Абсолют".
– А какой доход сегмент строительства приносит Подмосковью?
– Тут у нас интересные, но, к сожалению, пока неутешительные данные. Если доля этого сегмента в общей структуре доходов 10 – 13%, то в Московской области – всего 6-7%. Все дело в том, что многие компании, занимающиеся строительством у нас в регионе, зарегистрированы в других субъектах федерации. Мы, конечно, заинтересованы в изменении этой ситуации и активно взаимодействуем с нашими крупнейшими налогоплательщиками и теми, кто ими могут стать.
Беседовала Ольга НАБАТНИКОВА