Рейтинг@Mail.ru
Год до Олимпиады-2014: инфраструктура и спортивные объекты Сочи - Недвижимость РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Год до Олимпиады-2014: инфраструктура и спортивные объекты Сочи

© РИА Новости / Михаил Мокрушин | Перейти в медиабанкСтроительство Олимпийских объектов в Имеретинской долине в Сочи
Строительство Олимпийских объектов в Имеретинской долине в Сочи
Читать в
Елена Дьячкова, Ульяна Гребенникова. Ровно за год до старта Олимпийских игр в Сочи агентство РИА Новости рассказывает, на какой стадии находится подготовка к главному зимнему старту четырехлетия, как проходит обкатка спортивных объектов, а также на какой уровень вышла подготовка инфраструктуры города, сколько объектов построено и сколько предстоит еще создать.

Материал подготовлен сайтом Р-Спорт - проект Группы сайтов РИА Новости >>


СОЧИ, 7 февраля - РИА Новости. Елена Дьячкова, Ульяна Гребенникова. Ровно за год до старта Олимпийских игр в Сочи агентство РИА Новости рассказывает, на какой стадии находится подготовка к главному зимнему старту четырехлетия, как проходит обкатка спортивных объектов, а также на какой уровень вышла подготовка инфраструктуры города, сколько объектов построено и сколько предстоит еще создать.


Город, построенный заново

 

В 2007 году, когда Россия получила право провести зимние Игры-2014, на олимпийскую стройку и развитие Сочи как города-курорта планировалось потратить около 320 миллиардов рублей. За шесть лет масштабы инфраструктурной реорганизации и вместе с ними и прогнозируемые затраты выросли в пять раз: на 1 января 2013 года в Олимпиаду уже вложено 1,136 триллиона рублей, а общая планируемая сумма составляет 1,526 триллиона рублей. Затраты инвесторов составили 737 миллиардов рублей, а в целом они превысят 1 триллион.

 

Большая часть олимпийских расходов пришлась на создание инфраструктуры города, который исторически развивался только как летний курорт. По словам вице-премьера правительства РФ Дмитрия Козака, на первом месте по расходам стоит транспортная инфраструктура, на которую пришлось две трети всех затрат. На строительство же самих спортивных объектов пошло всего 200 миллиардов рублей, причем только половина из них - бюджетные средства.

 

Российская олимпийская стройка опередила вложивший 40 миллиардов долларов в Игры-2008 в Пекине Китай при том, что летняя Олимпиада гораздо затратнее зимней. Что касается предыдущих Белых олимпиад, то вложения в Сочи более чем в десять раз превышают суммы, потраченные Солт-Лейк-Сити (3 миллиарда долларов в 2002 году), Турином (2,7 миллиарда долларов в 2006 году) и Ванкувером (по разным оценкам от 1,7 до 3,4 миллиарда долларов в 2010 году).

 

Спортивные объекты Олимпиады

 

За год до начала зимних Олимпийских игр 2014 года практически все спортивные объекты в Сочи готовы к проведению стартов российского и международного уровня, доказательством чему служат многочисленные тестовые состязания нынешнего сезона. Но в различной степени готовности находится все то, что сопутствует любому спортивному объекту: подъездные дороги, пресс-центры, трибуны.


Прибрежный кластер

 

Самым беспроблемным, наверное, можно назвать прибрежный кластер. Все арены, кроме стадиона "Фишт", находящегося в стадии строительства, готовы, большая их часть уже протестирована российскими спортсменами, а часть - и иностранными.

 

Наиболее активно использовался дворец "Айсберг", где во время Олимпиады будут проходить соревнования по фигурному катанию и шорт-треку. Перед Новым годом здесь прошли Финал Гран-при и чемпионат России по фигурному катанию. Шорт-трекисты также провели здесь первенство России, а 1-3 февраля "Айсберг" впервые в истории принял этап Кубка мира по этому виду спорта.

 

Арена сдана в эксплуатацию, а все проблемы, возникающие по ходу стартов, руководство "Айсберга" готово обсуждать со спортсменами. Поначалу атлеты жаловались на запах краски, а также недоделки, но этот этап уже позади. Над качеством льда, к которому также были претензии, идет постоянная работа. "Айсберг" - один из немногих объектов, уже протестированных и зрителями - болельщики могли приобрести билеты на Финал Гран-при по фигурному катанию и этап Кубка мира по шорт-треку.

 

В конькобежную "Адлер-Арену", где в декабре прошли первые соревнования - чемпионат России в многоборье - зрителей пока не пускали, но сам дворец также уже сдан в эксплуатацию - готовы и каток, и помещения для тренировок, и зрительские трибуны, и фойе. Рядом с ареной есть тренировочный каток, который уже также построен и готов к использованию. Участники соревнований, по их словам, остались довольны всем за исключением льда, но и в этом случае пока есть время, чтобы поработать над его качеством - над этим вопросом трудятся отечественные и иностранные айсмейкеры. В марте здесь пройдет чемпионат мира по конькобежному спорту, билеты на который сможет приобрести любой желающий.

 

В Олимпийском парке возведены две хоккейные арены - Большой и Малый дворцы. Первым тестовым мероприятием здесь станет чемпионат России по следж-хоккею, который стартует в начале марта. А уже в апреле хоккейные дворцы ждут первые международные соревнования - чемпионат мира среди юниоров.

 

В декабре 2012 года в "Большом" впервые был наморожен лед. На арене даже уже прошел первый хоккейный матч. Символическую шайбу в товарищеской встрече разыграли строители стадиона, а присутствовать на игре смогли их коллеги, друзья и родные - в общей сложности несколько сотен зрителей. 7 февраля именно в "Большом" пройдет официальная церемония празднования года до старта Олимпийских игр.

 

Арена для керлинга "Ледяной куб" еще не провела ни одного тестового соревнования, но, как заверили "Р-Спорт" в "Олимпстрое", полностью построена. Оценить готовность арены на днях приедет официальная комиссия Международной федерации керлинга во главе с ее президентом. Уже с 16 по 23 февраля в "Ледяном кубе" пройдет чемпионат мира среди инвалидов, а по его окончании стартует следующее мировое первенство - юниорское.

 

Единственный объект в Олимпийском парке, который находится в стадии активного строительства, - стадион "Фишт", где пройдут церемонии открытия и закрытия Олимпиады. Но никакого опоздания с его возведением нет - арена должна быть построена по плану к осени 2013 года.

 

Естественно, пока нельзя говорить о готовности самого Олимпийского парка. Вокруг объектов территория благоустроена, дороги заасфальтированы, кое-где даже уже высажены деревья. Работа не останавливается, но пока парк больше похож на огромную стройплощадку, по которой снуют самосвалы. К осени 2013 года будет завершено озеленение территории, и Олимпийский парк станет похож на настоящий парк - здесь планируется высадка более 27 тысяч ценных декоративных древесно-кустарниковых растений, состав которых подобран в соответствии с рекомендациями Минприроды России.


Горный кластер

 

Если в прибрежном кластере все спортивные объекты объединены в Олимпийском парке, то в горном они рассредоточены в окрестностях Красной Поляны. Все они пригодны для проведения тестовых соревнований. Как пояснили "Р-Спорт" в "Олимпстрое", в том, что касается объектов горного кластера, нет термина "сдача в эксплуатацию всего объекта разом", он сдается частями по мере их готовности. Сами спортивные площадки, где могут проводиться соревнования, готовы, теперь благоустраивается территория вокруг объектов, достраиваются необходимые здания, трибуны и подъездные дороги.

 

Некоторые мероприятия, такие, как, к примеру, этапы Кубка мира по лыжным гонкам и двоеборью, в минувшие выходные уже смогли посетить зрители. В феврале состоятся этапы Кубка мира по бобслею и скелетону, а также санному спорту, на которые можно будет приобрести входные билеты. В марте в Сочи на этап КМ приедет элита мирового биатлона, и эти соревнования также будут открытыми для болельщиков.

 

Организаторы соревнований в горном кластере уже столкнулись с капризами погоды - к примеру, во время этапа Кубка России по сноуборду и фристайлу пришлось отменить состязания в ряде дисциплин. Одной из причин такого решения стала теплая погода, установившаяся в горах - для сооружения трасс оказалось попросту недостаточно снега. Кроме того, спортсменам часто мешал сильный туман - из-за него, в частности, не смогли в установленный срок выйти на старт фристайлисты в слоуп-стайле.

 

Как говорят местные жители, в Сочи за теплой зимой следует холодная, но организаторы Олимпиады не собираются полагаться на народные приметы. Как заявил "Р-Спорт" глава оргкомитета "Сочи 2014" Дмитрий Чернышенко, уже отрабатываются варианты работы в возможных нештатных ситуациях. "Мы перешли к режиму работы подготовки к Играм, когда все функции оргкомитета развернуты, когда отрабатывается готовность к различным нештатным ситуациям - от сходов лавин до отключения электричества и инцидентов на дорогах", - сказал он.

 

"Чем больше проблем будет выявлено сейчас, тем легче и радостнее пройдут Игры, - отметил глава оргкомитета. - Нужно иметь в виду опыт Лондона, где было уделено достаточно внимания тренировкам операционной готовности. Тренируя разрешение различных нештатных ситуаций, англичане на Играх 2012 года не получили практически ни одной такой ситуации".

Чернышенко добавил, что "зимние Игры сложнее летних из-за погоды, а Сочи находится в достаточно турбулентном с этой точки зрения месте". "Солнце сменяется дождем, дождь - снегопадом. Но мы готовы", - резюмировал он.

 

Городаская инфраструктура

 

Сочинцы пережили самые тяжелые годы масштабной всероссийской подготовки к Олимпиаде, которая на время превратила курорт в стройплощадку. И хотя говорить о полном завершении строительства спортивных, инфраструктурных объектов еще рано, основная работа строителей уже выполнена. По словам вице-премьера РФ Дмитрия Козака, в 2013 году останется достроить только масштабные объекты транспортной инфраструктуры и гостиницы. Это по большому счету. Если же говорить обо всех пунктах олимпийской программы, то завершать работы предстоит еще ряду направлений.

 

Транспорт

 

Козак отметил, что центральное место в подготовке Сочи к проведению Игр занимает модернизация транспортной инфраструктуры. На это направляются две трети бюджетных инвестиций, и строится 46 объектов. Уже к середине 2013 года после введения в эксплуатацию основных строящихся развязок и магистралей курорта планируется, что пропускная способность дорожной сети Сочи увеличится в 2,7 раза.

 

Основным объектом транспортного строительства в рамках подготовки к Олимпиаде 2014 года стала автомагистраль-дублер Курортного проспекта. Трасса обеспечит связь между Большим Сочи и районами горного кластера. В состав дублера входят семь транспортных развязок, обеспечивающих доступность основных микрорайонов города. Вся дорога разбита на три очереди, которые имеют самостоятельные возможности строительства. Уже введены четыре автомобильные развязки: "Стадион", "Адлерское кольцо" и "Краснодарское кольцо", а также развязка на пересечении улиц Гагарина и Донская. В начале января было завершено строительство первой очереди длиной в 5,7 км и открыто автомобильное движение на ней. Планируется, что вся магистраль будет введена в эксплуатацию до конца 2013 года. Всего же по итогам строительства к концу 2013 года на курорте должно появиться 40 километров трасс.

 

Уже в конце 2012 года жители столкнулись с постепенным изменением транспортной логистики. По задумке австрийских ученых, занимавшихся этим вопросом, в Сочи появится несколько колец движения общественного транспорта. В основном - в Центральном районе города, где будет самое большое кольцо. Все автобусы пустят строго по расписанию, а об их приближении пассажирам будут сообщать информационные табло. Главная идея проекта новой логистики курорта - приоритет движению пешеходов. При этом уже к середине 2013 года въезд в центр города для частного транспорта будет ограничен. В полном объеме новая схема заработает в конце 2013 года.

 

Предусмотрено новой схемой и то, что основным городским средством передвижения станет железнодорожный транспорт. Власти Сочи уже занялись проработкой тарифной политики с РЖД и компаниями-перевозчиками. Предполагается, что по железной дороге в Сочи будут курсировать современные электропоезда. Автобусы и маршрутки будут довозить пассажиров до остановочных пунктов, где можно будет пересесть на поезд и уже на нем добраться до нужного места. По информации администрации Сочи, это будет первый подобный проект в России. Его запуск намечен на 2013 год. Так, уже функционирует железнодорожная ветка от вокзала в Адлере до аэропорта, и теперь пассажиры могут добраться из центра Сочи в аэропорт, как в Москве, на "Аэроэкспрессе", минуя пробки.

 

Всего же РЖД ведет строительство шести объектов в Сочи в рамках подготовки к Играм 2014 года. Создаются грузовые дворы, строятся двупутные вставки для усиления железной дороги на участке Туапсе - Сочи, создаются пассажирские терминалы в Сочи, Дагомысе, Мацесте и Хосте, строится спальный корпус в санатории "Мыс Видный". Главный проект РЖД - создание совмещенной авто- и железной дороги "Адлер - Альпика-Сервис". Новая дорога протяженностью 48 километров соединит Адлер, Олимпийский парк и Красную Поляну. Максимальный пассажиропоток на железной дороге составит 8,5 тысяч пассажиров в час, а по автомобильной дороге - 11,5 тысяч. Поездка до конечной станции в горах займет около получаса. Ввод дороги в эксплуатацию запланирован на апрель 2013 года. Общая стоимость строительства составит около 240,1 миллиарда рублей.

 

Еще одним городским видом транспорта должно стать морское сообщение. В рамках олимпийской программы в Сочи ведется строительство и реконструкция морского порта, а также создание 8 портопунктов по побережью города. Завершатся все работы в конце 2013 года. Тогда морское такси свяжет все районы курорта, будет расширено международное сообщение и начнет развиваться яхтенное направление. Так, в порту, рассчитанном на 4,5 тысячи пассажиров в день, появится марина на 200 яхт с технической зоной. Второй мариной станет переделанный после завершения строительства олимпийских объектов грузовой порт в Имеретинской низменности.


Энергетика

 

Наряду с транспортным стоит на курорте и энергетический вопрос. Не проходит и дня, чтобы в каком-либо микрорайоне города жители не оставались без света: из-за ремонтных ли работ, технологических аварий или повреждения кабелей строителями. В то же время в Сочи развернуто такое строительство новых и обновление существующих энергетических объектов, словно с нуля возводится мегаполис. В рамках программы строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горноклиматического курорта "Кубаньэнерго" ведет строительство и реконструкцию 16 объектов. Среди них - пять подстанций 110 кВ, общая мощность которых составит 340 Мва, создание новых воздушных и кабельных линий электропередачи. ФСК ЕЭС осуществляет проектирование, строительство и реконструкцию в Сочи 25 электросетевых объектов, предназначенных для энергоснабжения Олимпийских игр.

 

Часть олимпийских проектов уже реализована: завершено строительство подстанций 110 кВ "Вишневая" и "Бытха", "Бочаров ручей", реконструированы подстанции "Родниковая" и "Верещагинская". Одна за другой начинают работать подстанции в Олимпийском парке и горном кластере. Кроме того на курорте к Играм должны работать четыре ТЭС: Сочинская, Адлерская, Кудепстинская и Джубгинская. Первые две уже вышли на полные мощности. Строительство Джубгинской станции завершится летом, а ввод ее в эксплуатацию намечен на октябрь. Вслед за ней в конце 2013 года должна быть запущена и Кудепстинская ТЭС, возведение которой началось осенью прошлого года.

 

Энергетики уверены, новые объекты и кабельные линии способны обеспечить надежное и бесперебойное питание всех олимпийских объектов и город на время проведения Игр. Но никто не дает гарантии, что закончатся проблемы с перебоями электроэнергии для сочинцев, ведь электросетевое хозяйство курорта обветшало и требует больше времени на обновление. Уже разработана программа до 2016 года, включающая мероприятия по строительству и реконструкции линий электропередач на курорте.


Экология

 

Другим острым вопросом, беспокоившим сочинцев в начале олимпийского проекта, стала проблема экологии курорта и влияние на нее строек. Однако власти Сочи убеждали жителей, что все преобразования городу только на пользу, и главным достоянием, в том числе и экологическим, станет обновленная, а где-то и впервые созданная система канализации, а также водоснабжения. Так, на курорте строятся новые водозаборы и водоводы общей протяженностью в 74 километра. В центре Сочи запущена в работу сеть новых канализационных коллекторов, появились канализационные сети и в Красной Поляне. При этом на полную мощность новые коллекторы и очистные сооружения заработают уже в 2013 году.

 

Олимпийский проект помог радикально подойти к решению проблемы мусорных свалок. На курорте их было две - в Адлере и в поселке Лоо в Лазаревском районе. Десятилетиями они ухудшали экологию курорта: провоцировали оползни, каждое лето скопившийся мусор горел, отравляя атмосферу. Теперь оба полигона хранения твердых бытовых отходов закрыты, процесс рекультивации на адлерской свалке завершен, на свалке в Лоо завершается. При этом власти Сочи отказались от строительства нового полигона твердых бытовых отходов (ТБО) на курорте из-за протеста местных жителей. Мусор, который не подлежит переработке на мусороперерабатывающем заводе, вывозится из города на территорию Краснодарского края.


Гостиницы

 

Кроме городской инфраструктуры в Сочи развернулась работа по обновлению и укреплению курортно-туристического направления. Одна из задач, которая стояла перед городом в преддверии Олимпиады - подготовить базу для размещения гостей. Сочи необходимо предоставить более 41 тысячи мест в гостиницах и отелях. При этом более 2,9 тысячи номеров категории "5 звезд", 9,6 тысячи номеров категории "4 звезды", 21,7 тысячи номеров категории "3 звезды" и 5,7 тысячи номеров категории "2 звезды". Чтобы выполнить обязательства, в Сочи началось строительство и реконструкция 46 объектов размещения для гостей и участников Игр. К 2014 году город-курорт получит 20 тысяч новых современных гостиничных мест. Также уже действующие гостиницы начали проходить классификацию на "звездность". Более 400 гостиниц и отелей ее уже прошли и получили соответствующие сертификаты, до конца 2013 года "звезды" получат еще чуть менее 100 средств размещения.

 

В десяти здравницах Сочи завершается капитальный ремонт, а в 16 - реконструкция. Постепенно в течение 2013 года они будут открываться и снова принимать гостей. Так, в начале года будут введены в эксплуатацию санатории "Золотой колос", "Мыс Видный", а также пять строящихся отелей горнолыжного курорта "Роза Хутор" на 839 номеров. Прошлый год ознаменовался открытием новых отелей - трехзвездочного "Парк Инн" и пятизвездочного "Рэдиссон Блю".

 

Кроме строительства гостиниц и отелей на курорте возводят дома для работников и волонтеров Олимпийских игр. Высотки вырастают в Хостинском и Адлерском районах Сочи. После Игр они достанутся городу - станут муниципальным жильем.

 

Зона международного гостеприимства

 

Новые стандарты вводятся в городе и в традициях встречи туристов. Особой территорией в Сочи стала Зона международного гостеприимства (ЗМГ), которая затрагивает три из четырех районов Сочи: Адлерский, Хостинский и Центральный. Здесь все должно отвечать требованиям международного гостеприимства: от внешнего вида домов до информационных стендов и терминалов.

 

Власти курорта решили привести все здания в ЗМГ к единому архитектурному облику, обязав их владельцев или службы, на балансе которых находятся сооружения, провести косметический ремонт по определенным требованиям. Специалисты мэрии разрабатывали и распространяли дизайн-проекты для каждого дома. Планируется, что почти восемь тысяч объектов недвижимости будет приведено к единому архитектурному стилю в рамках подготовки города к Олимпиаде. Около трети из них уже соответствуют этому стилю.

 

Началась в 2013 году реализация и другой инициативы местных властей - установка 30 англоязычных терминалов для гостей Олимпиады. В таком терминале будет установлена интерактивная карта Сочи с обозначением прилегающих улиц, указанием ближайших кафе, магазинов и объектов достопримечательностей. Также с помощью терминала можно будет получить информацию об организациях Сочи с адресами и контактными телефонами. Два таких терминала уже установлены в Красной Поляне на горнолыжном комплексе "Лаура" и в аэропорту.

 

Другой амбициозной идеей мэрии стал проект по созданию к 2014 году пешеходных зон и паркингов, на который будет выделено из краевого бюджета около 1 миллиарда рублей. Так, к Олимпийским играм должны появиться новые пешеходные дорожки общей протяженностью около 80 километров. Такой проект по созданию новых прогулочных зон и паркингов предложили австрийские архитекторы. Проект должен быть реализован к декабрю 2013 года. Первые благоустроенные пешеходные зоны с городской мебелью - скамейками, урнами, указателями, декоративными украшениями и специальным освещением, а также удобными автостоянками откроются в поселке Красная Поляна.

 

Взялись в Сочи и за обучение горожан английскому языку, для этого был запущен лингвистический проект "Слово дня". Ежедневно на экранах города в крупных торговых центрах, общественном транспорте, а также по радио, телевидению и на административных интернет-ресурсах демонстрировалось и озвучивалось по одному новому слову или фразе, знания которых хватило бы для того, чтобы каждый сочинец смог объяснить иностранцу, как добраться до пункта назначения, вежливо поблагодарить его или хотя бы поздороваться. Горожане освоили около 200 слов и фраз, и продолжат обучение в 2013 году.

 

Безбарьерная среда

 

Наряду со строящейся и обновляющейся инфраструктурой в Сочи создается и социальное наследие Олимпийских игр, главной частью которого будет создание комфортной городской среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Задолго до Игр власти Сочи отчитались, что инфраструктура международного аэропорта Сочи и поселка Красная Поляна готовы для принятия паралимпийцев, участвующих в тестовых соревнованиях на объектах Олимпиады-2014.

 

Постепенно требованиям доступности начинает отвечать и прибрежная часть города. Так, в Сочи создаются условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам городской инфраструктуры, среди которых школы, детские сады, музеи, театры, больницы, поликлиники, банки, гостиницы, санатории, рестораны, кафе, учреждения связи. На пешеходных переходах для людей с инвалидностью появляются специальные кнопки, предупредительные указатели при входе в здание с обозначением маршрута для маломобильных групп.

 

Обо всех местах, доступных для беспрепятственного передвижения инвалидов, власти города рассказали в интернет-проекте "Сочи без барьеров". Это интерактивная карта объектов, которые уже получили специальные паспорта доступности от органов социальной защиты населения Краснодарского края. Планируется, что к Олимпиаде около 1,8 тысячи объектов станут безбарьерными, а после Игр почти вся городская инфраструктура будет доступна для маломобильных граждан.

 

МОК в сентябре 2011 года предоставил статус специального уполномоченного информационного агентства Олимпиады (национальное хост-агентство и национальный фотопул) группе "РИА Новости", в состав которой входит агентство спортивных новостей "Р-Спорт".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала