Рейтинг@Mail.ru
Новая Третьяковка откроется в Москве в 2010 году - Недвижимость РИА Новости, 02.08.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новая Третьяковка откроется в Москве в 2010 году

Читать в
Самой знаменитой картинной галерее России - Третьяковской, предстоит пережить очередную реконструкцию, в ходе которой будет построено новое здание музейного комплекса. В результате, в районе Лаврушинского переулка появится целый «квартал искусств».

Самой знаменитой картинной галерее России - Третьяковской, предстоит пережить очередную реконструкцию, в ходе которой будет построено новое здание музейного комплекса. В результате, в районе Лаврушинского переулка появится целый «квартал искусств». О том, что предусматривает проект реконструкции галереи, как будет выглядеть новая Третьяковка, сохранится ли  преемственность в оформлении ее фасадов, какие залы предстанут перед посетителями музея уже через несколько лет, в интервью РИА Новости рассказал главный архитектор проекта ГУП МНИИП "Моспроект-4" Алексей Сержантов.

Алексей Геннадьевич, какую по счету реконструкцию предстоит пережить Третьяковской галерее? 

Реконструкция галереи, в том числе строительство нового здания, задумывалась еще несколько десятилетий назад, но по разным причинам не была реализована. За эти годы, как нам кажется, авторскому коллективу проектировщиков удалось ответить на тысячи вопросов, последовательно изучить, обобщить и творчески переварить весь стопятидесятилетний опыт развития Третьяковки и на его основе создать проект, который теперь утвержден и устраивает практически всех.

На самом деле предстоящая реконструкция далеко не первая в истории галереи.

Первая фундаментальная реконструкция музея была проведена еще в 1899-1904 годах по решению совета Третьяковской галереи, избранного Московской  городской думой. Именно в это время частью галереи стал жилой дом Третьяковых, а по проекту Васнецова здания музея обрели новые фасады, выполненные в национально-романтическом стиле модерна. С тех пор центральный фасад Третьяковки с рельефным  изображением герба Москвы - Георгия Победоносца, и стал символом музея.

В 20-е годы  прошлого века коллекция Третьяковской галереи увеличилась более чем в пять раз: музею были переданы собрания нескольких музеев, в том числе  картины знаменитого Румянцевского публичного музея.

В результате, Третьяковская галерея стала крупнейшим в России музеем национального искусства. Такое увеличение фондов, естественно, потребовало новых помещений. В этот период времени в комплекс Третьяковской галереи были включены некоторые соседние жилые дома и пристройки.

В 1935-1936 годах знаменитый академик архитектуры Алексей Щусев, который к тому же в период с1926 по 1929 год был директором Третьяковки, по своему проекту построил здание в правой части музейного комплекса. Он бережно отнесся к фасаду Васнецова, подчинив свой проект его романтическому видению русской старины.

Последнее по времени расширение галереи произошло в середине 80-х годов прошлого века. Первым возвели депозитарий, куда на время реконструкции были помещены все основные фонды. В депозитарии предусмотрели и реставрационные мастерские, в том числе станковой и темперной живописи,  графики и скульптуры, тканей и мебели.

Затем был построен инженерный корпус, в котором находится большая часть инженерных систем  и служб, появились помещения под библиотеку и музейный архив.

Кроме того, были созданы современные, комфортные условия для посетителей музейного комплекса.

Но главное, что и в конце ХХ века, несмотря на применение современных технологий, авторы проекта сумели сохранить преемственность архитектурного стиля новых музейных зданий.

А будет ли сохранена преемственность в ходе предстоящей реконструкции?

Этот вопрос вызвал много споров. У Третьяковской галереи должен быть такой фасад, который не прятался бы где-то в глубине кварталов, не сливался с окружающей застройкой, а четко обозначал место, где расположена главная картинная галерея страны.

За последнее десятилетие нашей мастерской было разработано несколько проектов реконструкции Третьяковской галереи. Первый вариант появился еще в начале девяностых годов. В ходе подготовки к его реализации был снесен один из расположенных по соседству с музейным комплексом домов - памятник архитектуры. Снос памятника архитектуры надолго стал камнем преткновения в развитии музейного комплекса. Но тот дом уже не вернуть - это признало даже Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, требовавшее поначалу воссоздать утраченное здание, а Третьяковке надо жить дальше.

Первоначально в новых фасадах было предложено повторить васнецовские мотивы, уже хорошо всем известные по существующим фасадам  Третьяковки. Но, по мнению ряда коллег, это дублирование оказалось бы нелепым, так как на фоне более масштабных новых зданий исторический фасад просто потерялся и выглядел бы только бледной копией. Это замечание было принято.

Последний вариант предполагает, что стилистические решения современных фасадов музея будут разными. Например, фасады по Кадашевской набережной - это массивный объем с арочной галереей, увенчанный стеклянным  куполом атриума.

Фасады, террасами, выходящие на Лаврушинский переулок, продолжат тему «красно-белой» архитектуры существующих зданий галереи с присущим им декоративным убранством. Фасады по М.Толмачевскому переулку станут продолжением другой стилистической линии - глухой стены с декором. В окнах галереи будут установлены витражи.

Какое функциональное значение будут иметь новые здания галереи?

Окончательный проект, разработанный "Моспроектом-4", по мнению большинства членов Общественного градостроительного совета при мэре Москвы, решает все  нынешние проблемы галереи: увеличивает экспозиционные площади, создает оптимальные условия для хранения и демонстрации экспонатов, повышает комфорт  для посетителей.

Комплекс новых зданий Третьяковки займет целый квартал в границах Большого Толмачевского и Лаврушинского переулков, а также Кадашевской набережной.

Архитектурное решение музейного комплекса сочетает в себе два крупных объема. Первый - атриумное пространство: полукруглый внутренний двор с галереями, перекрытый прозрачной крышей, в котором предполагается проводить вернисажи, концерты, различные творческие встречи  и другие мероприятия.

Второй - прямоугольные силуэты, которые террасами будут постепенно понижаться к Лаврушинскому переулку. Здесь разместятся экспозиционные залы и различные вспомогательные службы музея.

Общая площадь новых музейных залов, в которых будут представлены уникальные экспонаты галереи, составит 8,1 тысячи метров. Их высота превысит пять метров.

На первом этаже разместятся залы сменных выставок, в том числе круглый зал - двухсветное пространство с верхним светом для экспонирования габаритных произведений искусства.

На втором этаже займет свое место постоянная экспозиция древнерусского искусства, а на третьем - коллекция скульптуры 18-20-х веков и коллекция прикладного искусства.

В проекте предусмотрено создание комфортных условий для научно-исследовательской и  реставрационной деятельности музея. В новых зданиях галереи предусмотрены реставрационные мастерские древнерусской живописи, тканей, скульптуры и других произведений искусства.

На верхнем этаже комплекса расположится центр эстетического воспитания со своим выставочным залом, студиями живописи, графики, скульптуры.

Общая площадь новых помещений Третьяковки составит 35,6 тысяч квадратных метров, из которых девять тысяч  расположены в подземной части комплекса. В подземных этажах разместится в основном технологическое оборудование, задача которого обеспечить определенный климат в здании, весьма важный для полноценного хранения раритетов.

Появится ли в новом комплексе Третьяковки какая-то своя «изюминка», которая будет отличать его от существующей галереи?

Да, впервые в Третьяковской галереи появится «живое» дворовое пространство, которого никогда раньше не было.

Во внутренних дворах комплекса планируется создать открытую экспозицию скульптуры и малых архитектурных форм. При этом сами дворики будут очень уютными: здесь установят скамейки,  декоративные светильники, вымостят дорожки. Теперь посетители галереи в хорошую погоду смогут не только осмотреть экспозицию, размещенную в залах, но и погулять на открытом воздухе, не выходя за пределы музейного комплекса.

Кроме того, проект предусматривает создание целой сети магазинов по продаже произведений искусства, изделий народных промыслов, книг, а также ресторанчиков и кафе, которые появятся вдоль всей пешеходной зоны в районе Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной.

Одновременно вблизи с Третьяковской галереей появятся автомобильные стоянки, которые просто необходимы в современном городе. Автостоянки для экскурсионных автобусов и личного транспорта будут созданы на Болотной и Кадашевской  набережных, связанных между собой пешеходным мостом через Водоотводный канал. При этом посетители галереи смогут воспользоваться  и «подводной» автостоянкой на 1380 мест, которая проектируется сейчас под руслом Водоотводного канала. В самом комплексе музея служебная автостоянка предусмотрена на первом этаже здания.

Мы предусмотрели и все необходимое для людей с ограниченными возможностями передвижения: наклонные пандусы, пониженные бортовые камни, что обеспечит беспрепятственный доступ инвалидов к главным входам музейного комплекса.

Когда откроются новые залы Третьяковской галереи?

Реконструкцию галереи, включающей и строительство новых помещений, планируется завершить в 2010 году. Сейчас на месте строительства работают архитекторы, а в следующем году начнутся работы по возведению фундамента.

На мой взгляд, очень важно, что, несмотря, на все переделки и современные архитектурные тенденции и технологии, во внешнем облике и планировочных решениях новых зданий Третьяковки нам удалось сохранить идею Щусева - продолжить музейный комплекс до набережной Обводного канала - то есть создать целый «квартал искусств».

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала